Благотворительный фонд закон

Ответы на вопросы по теме: "Благотворительный фонд закон" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 7. Формы благотворительных организаций

Статья 7. Формы благотворительных организаций

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.

Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

>
(утратила силу)
Содержание
Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Тонкости создания и функционирования благотворительного фонда

Статус благотворительного фонда в Российской Федерации регулируется рядом законодательным актов. Благотворительный фонд является одним из видов фонда как формы юридического лица. Согласно статье 123.17 Гражданского кодекса, фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Аналогичное определение понятия фонда содержится и в статье 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях». На практике благотворительные цели неразрывно связаны с реализацией различных социальных, общественно полезных целей.
Благотворительные цели связаны с понятием благотворительной деятельности, содержание которой раскрывается в статье 1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Под такого рода деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, по предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
В этом же законе перечисляются цели благотворительной деятельности, к которым, в частности, отнесены:

Граждане и юридические лица имеют право беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора целей такой деятельности.

Благотворительный фонд является одной из форм благотворительных организаций. Под благотворительной организацией понимается неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации благотворительных целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. К числу благотворительных организаций помимо фондов относятся, в частности, общественные организации (объединения) и учреждения.

Порядок создания и регистрации благотворительного фонда

Порядок создания благотворительного фонда регулируется федеральными законами. В качестве учредителей благотворительного фонда могут выступить физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут являться учредителями благотворительной организации любой формы, в том числе фонда.

[2]

Благотворительный фонд, как разновидность некоммерческой организации, подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Федеральным законом «О некоммерческих организациях» порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Согласно административному регламенту предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденному приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (с изм.), решение о государственной регистрации благотворительного фонда принимается на уровне территориальных органов Минюста России. Центральный аппарат данного министерства принимает решение о государственной регистрации в отношении отделений международных организаций и иностранных организаций.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации благотворительного фонда как некоммерческой организации, а также иных предусмотренных законом сведений осуществляется ФНС России на основании принимаемого Минюстом России (его территориальным органом) решения о государственной регистрации.

Законодательством предусмотрен закрытый перечень документов, необходимых для государственной регистрации фонда. К ним, в частности, относятся: заявление; устав; решение о создании фонда и об утверждении устава; сведения об учредителях; документ об уплате государственной пошлины; сведения о месте нахождения постоянно действующего органа фонда; документы, подтверждающие правомочия на использование в наименовании фонда имени гражданина, символики, защищенной законодательством об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования.

Согласно статье 333.33 Налогового кодекса за государственную регистрацию благотворительного фонда взимается государственная пошлина в размере 4 тыс. руб. Учредителями фонда утверждается устав, который должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения, предмете и целях деятельности, об органах фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Определение направлений деятельности фонда

К исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда, в частности, относятся: определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества; образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда; принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда; изменение устава фонда, если такая возможность предусмотрена уставом.

Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т. д.), а также может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (например, правление).

На попечительский совет возлагается осуществление надзора за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда.

Имущество и бухгалтерский учет фонда

Имущество фонда, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Он имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям его деятельности. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Благотворительный фонд обязан вести бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном законодательством.

На Минюст России (его территориальные органы) возложено осуществление контроля за соответствием деятельности благотворительной организации целям, ради которых она создана. Благотворительная организация ежегодно обязана представлять в данный государственный орган отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:
  • финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований законодательства по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
  • персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
  • составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
  • содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований законодательства, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
Читайте так же:  Программа для регистрации

Ежегодный отчет должен представляться благотворительной организацией в Минюст России (его территориальные органы) в тот же срок, что и годовой отчет о ее финансово-хозяйственной деятельности, направляемый в налоговые органы. Подробнее об отчетности некоммерческих организаций можно узнать в статье посвященной отчетности НКО.

Минюст России в свою очередь должен обеспечить открытый доступ к полученным им ежегодным отчетам благотворительной организации. Согласно приказу Минюста России от 7.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», соответствующие отчеты и сообщения должны размещаться на информационных ресурсах в сети Интернет, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет. Дополнительно указанные отчеты и сообщения могут быть размещены непосредственно на сайте некоммерческой организации и иных сайтах в сети Интернет. В настоящее время такая информация представлена в разделе «Отчеты некоммерческих организаций» на информационном портале Минюста России.

На благотворительную организацию законом также возлагается обязанность обеспечения открытого доступа к своим ежегодным отчетам. Средства, которые затрачиваются на публикацию ежегодного отчета и информации о деятельности благотворительной организации, засчитываются в качестве расходов на благотворительные цели.

Сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда не могут составлять коммерческую тайну. Контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов возлагается на налоговые органы.
Благотворительная организация несет предусмотренную законодательством ответственность. В случае совершения благотворительной организацией действий, противоречащих ее целям, а также законодательству, Минюст России (его территориальные органы) направляет ей предупреждение в письменной форме, которое может быть обжаловано благотворительной организацией в суде. При неоднократном предупреждении в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом.

Все средства, полученные благотворительной организацией от осуществления предпринимательской деятельности в нарушение требований законодательства, подлежат взысканию в доход местного бюджета по месту нахождения благотворительной организации и должны быть использованы на благотворительные цели в порядке, установленном муниципальными органами социальной защиты.

Споры между благотворительной организацией и гражданами, касающиеся использования перечисленных данными лицами на благотворительные цели средств, подлежат рассмотрению в суде.

Благотворительная деятельность может осуществляться путем поддержки действующей благотворительной организации. В этой связи следует упомянуть о так называемых фандрайзинговых благотворительных фондах, которые привлекают внешние ресурсы для благотворительных целей.

Для устранения рисков мошеннических действий гражданам и юридическим лицам, собирающимся выступить в качестве благотворителей, важно убедиться в том, что переданные ими средства будут перечислены именно на благотворительные цели в реально существующую благотворительную организацию. С целью проверки данных обстоятельств можно воспользоваться соответствующими информационными ресурсами.

Особенности правового статуса некоммерческих фондов

Законодательством Российской Федерации определено, что фонд — это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (статья 7 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О коммерческих организациях», статья 118 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Законодательство различает некоммерческие фонды, порядок деятельности которых регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ«О некоммерческих организациях» и общественные фонды, на которые распространяется действие Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того, порядок создания и деятельности фондов регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и другими специальными законами.

Среди разновидности фондов следует выделить общественные фонды. Основная особенность общественных фондов заключается в порядке их создания. Если учредителями некоммерческого фонда могут быть как физические лица — граждане, так и юридические лица (как некоммерческие, так и коммерческие организации), то учредителями общественного фонда в соответствии с нормами Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» могут быть не менее трех физических лиц, а также юридические лица, но только созданные в форме общественных объединений.

Следует отметить, что после вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве учредителя некоммерческого фонда могут также выступать представительные органы муниципальных образований. Однако, законодательством прямо определено, что учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. Запрещается участие в благотворительных фондах органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений.

Если классифицировать фонды по целям, с которыми они создаются, безусловно, наиболее многочисленную группу составляют благотворительные фонды (в том числе благотворительные общественные фонды).Цели деятельности благотворительного фонда установлены в статье 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Источники формирования имущества благотворительных фондов также определены в Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», однако они отличаются от источников формирования имущества, установленных Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и действие Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установлены ограничения в распоряжении имуществом, в частности, благотворительный фонд не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний, не может участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами и др.

Также имеют место некоторые особенности в отношении деятельности высшего органа благотворительного фонда. Так, высший орган управления благотворительного фонда должен быть в обязательном порядке коллегиальным. При этом члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).

Читайте так же:  Статистическая форма в таможенный орган

Кроме того, члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.

К некоммерческим фондам вполне можно отнести и негосударственные пенсионные фонды. Особое правовое положение негосударственного пенсионного фонда регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения. По своему статусу НПФ отвечает всем признакам некоммерческой организации в форме фонда: является некоммерческой организацией, не имеет членства, целевая направленность деятельности, ограничены права учредителей на имущество фонда, полная имущественная ответственность негосударственного пенсионного фонда и разграничение ответственности фонда и учредителей. Таким образом, негосударственный пенсионный фонд является разновидностью фонда как некоммерческой организации с особыми целями.

Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Также фонд вправе создавать другие некоммерческие организации или участвовать в них в случае, если это совершается в интересах достижения целей, предусмотренных уставом. Законом не предусмотрена возможность участия фонда в других видах коммерческих организаций.

В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности организации и имеют возможность участвовать в управлении его делами только через органы фонда. Кроме того, фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя (участников) отсутствуют какие-либо права.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители фонда не сохраняют вещных прав в отношении имущества, переданного фонду, и не приобретают каких-либо обязательственных прав в отношении фонда. Также законом не предусмотрена возможность передачи имущества фонду на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Учредительным документом фонда является устав. Устав фонда помимо основных сведений, указанных в пункте 3 статьи 14 Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», должен содержать: наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Устав фонда, в отличие от других некоммерческих организаций, может быть изменен органами фонда только в том случае, если самим уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. Если такая возможность не оговорена, изменить устав можно только в случае непредвиденных негативных последствий по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью, в суд общей юрисдикции.

Фонд как некоммерческая организация имеет отличия в налоговом режиме от других налогоплательщиков.

Для некоммерческих организаций существует список необлагаемых доходов, указанный в статье 251 НК РФ. Обязательным условием для льготирования по налогу на прибыль средств целевого финансирования и целевых отступлений является раздельный учет. НК РФ требует организовать раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ), а также раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (пункт 2 статьи 251 НК РФ).

Следует отметить, что порядок ликвидации фонда (в том числе общественного фонда) имеет значительное отличие в сравнении с другими организационно-правовыми формами некоммерческих организаций. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. При этом законодательством установлен перечень оснований, по которым может быть ликвидирован фонд, а именно:

если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;

в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Наиболее часто встречающимся основанием для ликвидации фонда является недостаточность имущества для осуществления его целей, другими словами, фонду не удалось привлечь необходимые для достижения своих целей средства.

Так, в 1 полугодии 2012 года Управление Министерства юстиции по Владимирской области (далее – Управление) было привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в 3 делах по исковым заявлениям о ликвидации фонда в связи с тем, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.

По состоянию на 29.08.2012 общее количество зарегистрированных в ведомственном реестре Управления некоммерческих фондов составляет 112, из которых 43 являются благотворительными фондами; общее количество зарегистрированных общественных фондов составляет 20, из которых 9 являются благотворительными фондами. Для сравнения: общее количество зарегистрированных в ведомственном реестре Управления некоммерческих фондов по состоянию на 29.08.2011 составляло 101, из которых 37 являются благотворительными фондами; общее количество зарегистрированных общественных фондов составляло 19, из которых 9 являются благотворительными фондами.

Необходимо выделить также обязанность фондов представлять ежегодную информацию в территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации, в том числе в Управление.

Пункт 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает обязанность некоммерческих фондов представлять в Управление документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы (ОН 0001 и ОН 0002) и сроки (до 15 апреля года, следующего за отчетным) представления указанных документов установлены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (далее — Приказ) и подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций». Кроме того, фонды соответствующие вышеуказанному пункту, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Управление.

Читайте так же:  Место регистрации

Если учредителями (участниками, членами) фонда не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также фонд не имел в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств такого фонда в течение года составили до трех миллионов рублей, то пунктами 3.1 и 3.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определена обязанность представлять в Управление заявление, подтверждающее соответствие фонда указанному пункту и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности, а также ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Общественные фонды представляют информацию в Управление согласно требованиям абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» по форме ОН0003, утвержденной Приказом, в аналогичные с некоммерческими фондами сроки. Кроме того, общественные фонды ежегодно информируют Управление о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного фонда в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Если в соответствии с учредительными документами фонд осуществляет благотворительную деятельность, тогда соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11.09.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», фонд обязан представлять отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

— финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований указанного Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительного фонда;

— персональном составе высшего органа управления благотворительным фондом;

— составе и содержании благотворительных программ благотворительного фонда (перечень и описание указанных программ);

— содержании и результатах деятельности благотворительного фонда;

— нарушениях требований Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Отчет представляется в Управление в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности (в течение 90 дней по окончании года, следующего за отчетным), представляемый в налоговые органы.

Еще одна ежегодная обязанность фондов установлена абзацем 2 пункта 2 статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем 2 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно: публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 1 мая 2018 г. — Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ
«О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»

С изменениями и дополнениями от:

21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля 2003 г., 22 августа 2004 г., 30 декабря 2006 г., 30 декабря 2008 г., 23 декабря 2010 г., 5 мая 2014 г., 5 февраля, 18 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 7 июля 1995 года

См. Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 327-ФЗ «О меценатской деятельности»

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

[3]

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 276-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.

Особенности правового регулирования отношений, возникающих при формировании целевого капитала, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал, использовании доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, устанавливаются иными федеральными законами.

Видео (кликните для воспроизведения).

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

11 августа 1995 года

Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами МСУ, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в РФ.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Оказание помощи коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не является.

Определены цели благотворительной деятельности и ее участники. Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.

Под благотворительной организацией понимается неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных Законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Рассмотрены формы таких организаций.

Регулируются вопросы создания и прекращения деятельности благотворительной организации: ее учредители, регистрация, высший орган управления, реорганизация и ликвидация.

[1]

Благотворительные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых они созданы. Контроль за соответствием деятельности целям осуществляет регистрирующий орган. Благотворительные организации вправе создавать филиалы и открывать представительства, объединяться в ассоциации и союзы. Определены источники формирования имущества благотворительной организации.

Закон содержит положения о поддержке благотворительной деятельности органами государственной власти и органами МСУ.

В случаях нарушения Закона благотворительная организация несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Определены основания ликвидации организации в принудительном порядке.

Рассмотрены вопросы осуществления международной благотворительной деятельности.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Благотворительные организации, созданные до вступления в силу Закона, должны перерегистрироваться до 1 июля 1999 года (регистрационный сбор не уплачивается). Организации, не прошедшие перерегистрацию в течение указанного срока, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию регистрирующего органа.

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 17 августа 1995 г. N 159, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3340

Читайте так же:  Юридическое лицо ооо

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 469-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2018 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 103-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 276-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Законодательная база деятельности благотворительных организаций.

Основные законодательные акты, регулирующие деятельность благотворительных организаций

Первые законодательные акты постсоветского периода, регулирующие возникновение и деятельность общественных организаций, появились в 1990 году. 9 октября 1990г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях» № 1708-1, который юридически закрепил появление в стране независимого некоммерческого сектора. Этот закон долгое время оставался основным правовым актом, регулирующим благотворительную деятельность в России.

Затем был принят Закон СССР «О свободе вероисповедания» от 25 октября 1990г. № 261-1, который декларирует, что « вероисповедание включает в себя (. ) дела милосердия и благотворительности». Таким образом, впервые после революции церковь получила разрешение от власти на милосердие. До принятия этого закона создание при религиозных конфессиях благотворительных организаций не допускалось.

Новый Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991г. № 2060-1 также позволил гражданам создавать общественные объединения, фонды и иные общественные формирования по охране окружающей среды.

Несколько статей, касающихся деятельности некоммерческих организаций, содержатся в Законах Российской Федерации «Об образовании» от 10 июня 1992 г. № 3266-1 , «Основах законодательства о культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612-1 , «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г. № 443-1 .

В Законе Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 изложен порядок налогооблажения прибыли некоммерческих организаций; льготы организациям, перечисляющим средства на благотворительные цели .

В Законе РФ «О подоходном налоге с физических лиц» от 17 декабря 1991 г. №1998-1 указаны льготы лицам, перечисляющим средства на благотворительные цели, организациям культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения; льготы стипендиатам благотворительных фондов; льготное налогооблажение материальной помощи и подарков .

К 1993 году юридические нормы, регулирующие деятельность благотворительных организаций оказались рассыпаны по двенадцати российским законам и четырем подзаконным актам федерального уровня, не считая постановлений, указов и законов, исходивших от местных исполнительных органов.

В настоящее время общие вопросы правого регулирования общественных и религиозных организаций регулируются ст.117 Гражданском Кодекса РФ, принятого ГД РФ 21 октября 1994 г . В частности в ней говорится: «Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законном порядке объединяющихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям».

Правовое положение общественных организаций (объединений), учрежденных в целях осуществления благотворительной деятельности, определяется Федеральным Законом « О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ, подписанным Президентом Российской Федерации 11августа 1995 года. Этот Закон выделяет особенности благотворительной деятельности в России, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и местного самоуправления.

Благотворительная деятельность характеризуется как добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Цели благотворительной деятельности в России по сравнению с законодательствами ведущих стран мира трактуются значительно шире. Например, среди них такие, как: содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе; подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим от социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействие защите материнства, отцовства и детства, укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных и религиозных конфликтов.

Однако, по сравнению с ведущими странами мира в российском законе отсутствуют такие направления благотворительной деятельности, как защита общечеловеческих и гражданских прав, содействие развитию промышленности и коммерции, поддержка различных религиозных течений и конфессий и другие.

Согласно закону, право на реализацию благотворительной деятельности имеют граждане и юридические лица, которые могут индивидуально или объединившись (с образованием или без образования благотворительной организации) свободно выбирать цели этой деятельности и формы ее осуществления.

В законе дается трактовка следующим понятиям:

благотворители — это лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах: бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности; бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами собственности, бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями — юридическими лицами.

Среди участников благотворительной деятельности кроме благотворителей выделяются и такие категории, как добровольцы и благополучатели. Добровольцы — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в; интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие). Благополучатели — лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь благотворителей. благотворительность спонсорство социальный этический

Читайте так же:  Свидетельство егрип

Обязательное условие для благотворительной организации быть неправительственной (негосударственной и немуниципальной), некоммерческой организацией. Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений.

В качестве учредителей благотворительных организаций могут выступать только физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительные организаций. Благотворительные организации обязательно должны зарегистрироваться в установленном порядке. Регистрирующий орган осуществляет контроль за их деятельностью.

Высшим органом управления благотворительной организацией является ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом благотворительной организации.

Реорганизация и ликвидация благотворительной организации осуществляется в установленном законом порядке. Благотворительная организация не может быть реорганизована в хозяйственное товарищество или общество. Она вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых создана.

Благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний. Согласно закону, она имеет право создавать филиалы и открывать представительства на территории РФ с соблюдением требований законодательства. Благотворительные организации могут также объединяться в организации и союзы на договорной основе. Обязательное условие их деятельности — расходовать на благотворительные цели не менее 80 процентов своих средств.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, признавая значимость благотворительной деятельности, могут оказывать участникам благотворительности поддержку и помощь посредством представления льгот по уплате налогов, таможенных платежей, передаче в собственность государственного или социальных заказов и муниципального имущества, размещении на конкурсной основе социальных заказов и т. д.

В целях взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и благотворительных организаций могут создаваться советы (комитеты). Их решения носят рекомендательный характер.

Споры между благотворительной организацией, гражданами, юридическими лицами рассматриваются в судебном порядке.

Согласно закону, участники благотворительной деятельности имеют право: участвовать в международных благотворительных проектах, открывать счета в учреждениях банков других государств, принимать пожертвования от иностранных граждан и иностранных организаций.

12 мая 1999 года вступил в силу новый Федеральный Закон «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».

Гуманитарной помощью Закон называет вид безвозмездной помощи, предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи.

В свою очередь безвозмездная помощь (содействие) представляет собой средства, товары, предоставляемые Российской Федерации,, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными и муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, работ и услуг к гуманитарной помощи (содействию).

Технической помощью теперь называют вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществлении путем проведения конверсии, утилизации вооружения и военной техники, проведения радиационно — экологических мероприятий по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и другими ядерными материалами, ранее накопленными (или) образующимися при эксплуатации и выводе из нее объектов мирного и военного использования атомной энергии, а также путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования и других материально-технических средств по проектам и программам, которые зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Новые определения технической и гуманитарной помощи внесли существенные изменения и дополнения в законодательные акты о налогах.

Во-первых, к безвозмездной помощи отныне относятся, помимо товаров, работ и услуг, денежные средства. Следовательно, гранты, получаемые российскими некоммерческими организациями от иностранных благотворительных организаций, могут относиться к безвозмездной помощи.

Во-вторых, ограничен круг субъектов, помощь от которых регулируется Законом. К ним не относятся, в частности, иностранные некоммерческие организации и иностранные физические лица.

В-третьих, не изменился круг российских субъектов, которые могут получать гуманитарную и техническую помощь — к ним относятся любые юридические и физические лица.

В-четвертых, законодательно закреплен запрет на полную или частичную продажу гуманитарной и технической помощи.

И, в-пятых, налоговые и таможенные льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи предоставляются только при наличия удостоверения. Удостоверение на техническую помощь выдается только в том случае, если проект или программа, в соответствии с которыми она оказывается, в определенным порядке зарегистрированы. Но пока Правительство еще не утвердило все необходимые подзаконные акты, регулирующие оказание гуманитарной помощи, перемещаемые через границу товары и средства не могут быть отнесены к гуманитарной или технической помощи, что приводит к тому, что процесс растаможивания гуманитарной помощи обрастает всевозможными налоговыми сборами, стал огромной бюрократической машиной и превратился в пытку для получателей вплоть до нелепостей, вроде уничтожения груза.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, законодательная база благотворительности в нашей стране нуждается в дополнительной доработке и учете всех реалий сегодняшнего дня.

Источники


  1. Михайловская, Н.Г. Искусство судебного оратора / Н.Г. Михайловская, В.В. Одинцов. — М.: Юридическая литература, 2016. — 176 c.

  2. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.

  3. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2013. — 142 c.
  4. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.
  5. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.
Благотворительный фонд закон
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here