Банковское сопровождение контракта

Ответы на вопросы по теме: "Банковское сопровождение контракта" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Что такое банковское сопровождение госконтракта и когда оно необходимо?

Постановление Правительства РФ № 963 от 20.09.2014 г. дополнило Закон № 44-ФЗ сведениями о том, какие госконтракты нуждаются в обязательном банковском сопровождении.

Банковское сопровождение госконтракта – это письменное соглашение о том, что банк обязуется следить за финансовым положением и движением средств на специально открытом для этого счете подрядчика и всех субподрядчиков, и предоставлять эту информацию заказчику, то есть государственному органу. Если заказчик будет близок к банкротству, не сможет продолжать исполнять свои обязательства по контракту из-за иных финансовых причин или будет выполнять взятые на себя обязательства в ненадлежащем качестве, банк обязан в срочном порядке доложить об этом заказчику, у которого появится право расторгнуть договор подряда в одностороннем порядке. Если же банк не предоставит такую информацию заказчику вовремя или вовсе, то финансовая ответственность и убытки по договору подряда лягут на плечи банка.

Подобная услуга существует в двух вариантах: стандартном и расширенном. Стандартный вариант предполагает только мониторинг денежных потоков компании на определенном счете. Расширенный включает в себя ряд дополнительных услуг, определенных условиями договора. Например:

  • Банк может выступать в роли агента по осуществлению контроля над технологическими аспектами выполнения работ подрядчиков.
  • Банк может анализировать документацию подрядчиков и субподрядчиков на соответствие заявленных в договоре обязательств реальному положению вещей.

Закон № 44-ФЗ четко называет госконтракты, которые нужно сопровождать.

  • Со стоимостью больше 10 миллиардов рублей.
  • Жизненного цикла с НМЦК больше 10 миллиардов рублей.
  • С единственным поставщиком, когда необходимость сопровождения указана актом Правительства или Президента РФ.

Сопровождение для местных подрядов определяется для каждого договора отдельно. Закон называет ценовые рамки стоимости подобного подряда, на которые следует ориентироваться при внесении подобного условия банком в список обязательных. Это НМЦК не меньше 1 миллиарда рублей для контрактов на уровне субъектов Российской Федерации и не меньше 200 миллионов для муниципальных подрядов.

Сопровождать надо следующие договоры:

  • Со стоимостью больше 10 миллиардов рублей, заключенных на строительство с одним подрядчиком на основании акта Правительства РФ или Президента РФ, где не указана обязанность по обеспечению исполнения договора.
  • С НМЦК более 15 миллиардов рублей, заключаемых с одним подрядчиком, когда наличие сопровождения указано определенным актом Правительства или Президента РФ.

Ценовые рамки, на которые рекомендуется ориентироваться в области муниципальных и федеральных подрядов, это контракты с НМЦК не менее 5 млрд рублей.

Есть среди госконтрактов и исключения, которым прозрачность запрещена законом, поэтому сопровождать их не разрешается, как велика ни была бы стоимость подряда:

  • Подписанные для нужд гособоронзаказа.
  • Содержащие в себе государственную тайну.

Стандартный вариант не подразумевает дополнительной оплаты подрядчиком, в то время как расширенное ее требует.

[3]

Стоимость контракта (руб.)

Стоимость оплаты (в процентах от этой стоимости)

Банковское сопровождение контракта

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Согласно постановлению Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов», Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по условиям контракта организация должна заключить с банком договор банковского сопровождения контракта. Банк в свою очередь осуществляет мониторинг по открытому отдельному счету.
Организация как Подрядчик обязана все расчеты вести по данному счету, в том числе закуп сырья и т.п. Это очень большой объем расчетов (контракт на 240 млн. руб., в отношении которого применяется режим простого банковского сопровождения). У исполнителя несколько контрагентов, в числе которых есть и поставщики, и субподрядчик (с которым заключен договор на 41 млн. руб.). Для расчета каждый поставщик товара должен открыть отдельный счет, чтобы с ним рассчитались со своего обособленного счета на открытый им специально для этой сделки счет.
Существуют ли ограничения к выводу средств, оплаченных за работы по договору? Как вести расчеты по данному счету, какие есть ограничения? Можно ли не всем контрагентам открывать специальный счет для расчетов, а с некоторыми контрагентами вместо одного контракта заключить несколько мелких контрактов на сумму до 400 тысяч, чтобы не открывать счета?

Рассмотрев вопрос мы пришли к следующему выводу:
Режим простого банковского сопровождения контракта не предполагает ограничений при определении целей расходования денежных средств, предоставляемых исполнителю в рамках исполнения контракта. При этом всем соисполнителям по соответствующему контракту необходимо открыть отдельный расчетный счет. «Дробление» договоров с соисполнителями с целью избежания данной обязанности может повлечь неблагоприятные последствия для исполнителя.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Банковское сопровождение контракта по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

————————————————————————-
*(1) Следует отметить, что в письме от 05.05.2015 N 02-02-04/25683 Минфин России разъясняет, что открывать отдельный расчетный счет в рамках исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ необходимо только тем соисполнителям, которым для исполнения своих обязательств по договору с исполнителем необходимо проводить операции, отражаемые на расчетных счетах (например, приобретать товары для поставки). В отсутствие же соответствующей необходимости отдельный счет не открывается. Однако, на наш взгляд, буквальное толкование императивной нормы п. 6 Правил о расчетах с соисполнителем с использованием отдельного счета не предполагает указанной возможности. Иных разъяснений или правоприменительной практики с аналогичной позицией нами не найдено.
*(2) Правоприменительной практики по данной проблеме обнаружить не удалось. Однако, на наш взгляд, в подобной ситуации не исключено применение подхода, выработанного по вопросу о закупке одноименных (однородных) товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика. Смотрите подробнее об этом в материале: Энциклопедия решений. Закупка одноименных (однородных) товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика.

Читайте так же:  Крупная сделка для ооо

Банковское сопровождение контрактов

Если у вас возникли вопросы по решению Банковское сопровождение контрактов, заполните форму, и эксперт BSS свяжется с вами в ближайшее время.

К сожалению, мы не оказываем техническую поддержку конечным потребителям системы (клиентам банков). Для получения такого рода консультаций, пожалуйста, обратитесь в службу поддержки банка, с которым Вы сотрудничаете.

Компания BSS представляет решение, созданное на базе платформы «Расчетный Центр Корпорации» (РЦК) и системы дистанционного банковского обслуживания для юридических лиц , предназначенное для банковского сопровождения контрактов. Его востребованность обусловлена не только исполнением статьи 35 Федерального закона «О контрактной системе» и постановлением Правительства Российской Федерации № 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов», но и возможностью получения дополнительного дохода.

Банковское сопровождение контрактов (БСК) — это гарантии и ответственность банка по целевому и своевременному расходованию денежных средств по контрактам. БСК предполагает открытие банком обособленного банковского счета и предоставление услуги по контролю и согласованию операций поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с условиями контракта и законодательством РФ.

Чтобы облегчить задачу банкам и автоматизировать процесс банковского сопровождения контракта Компания BSS разработала специализированное решение, основываясь на хорошо зарекомендовавшей себя в банках и корпорациях платформу «Расчетный Центр Корпорации» и системы ДБО для юридических лиц. Продукт соответствует требованиям законодательства по сопровождению контрактов.

Решение Компании BSS по БСК включает в себя:

1. Формирование и утверждение договоров (с графиком платежей) в системе РЦК.
2. Контроль платежных документов на соответствие реквизитам и лимитам по договору и лимитам по статьям аналитических классификаторов.


3. Выстраивание схемы кооперации.
4. Получение обосновывающих документов в составе платежного поручения по договору. Контроль наличия обосновывающих документов и уточнения списка обосновывающих документов при необходимости.
5. Формирование отчетов по исполнению контрактов.

Таким образом, заказчик получает возможность дополнительного контроля и акцепта платежей, а также отчетность по исполнению контрактов.

Помимо преимуществ автоматизации процесса банковского сопровождения контракта, банк аккумулирует существенные финансовые выгоды:

  • Увеличение клиентской базы за счет обслуживания в одном банке всей цепочки исполнителей по государственным контрактам.
  • Рост оборотов по счетам.
  • Планирование собственной ликвидности с учетом планируемых поступлений в рамках государственных контрактов.
  • Возможность кросс-продаж сопутствующих продуктов (кредиты, гарантии на участие в тендерах и исполнение контрактов и т. д.).

44-ФЗ: банковское сопровождение контракта

Федеральным законом 44-ФЗ введен механизм банковского сопровождения контракта, с помощью которого заказчик может контролировать выполнение условий контракта, в том числе осуществлять мониторинг расчетов по сопровождаемому контракту. Банковское сопровождение контракта это – обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями, проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных договором о банковском сопровождении.

1) условие о банковском сопровождении контракта, заключающееся в проведении банком, привлеченным поставщиком или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта в случаях: – если цена такого контракта для нужд субъекта РФ составляет не менее 1 млрд руб.; – если цена такого контракта для нужд муниципального образования составляет не менее 200 млн руб.; 2) условие, предусматривающее привлечение поставщиком или заказчиком банка в рамках расширенного банковского сопровождения в случае, если цена такого контракта составляет не менее 5 млрд руб.

При привлечении банка заказчиком: – сведения о привлекаемом заказчиком банке; – обязанность поставщика заключить с банком, определенным заказчиком, договор о банковском сопровождении контракта, проект которого является приложением к проекту сопровождаемого контракта.

Каким госконтрактам требуется банковское сопровождение

Чтобы обеспечить прозрачность движения финансовых потоков в рамках исполнения поставщиком обязательств по договору, Законом о контрактной системе предусмотрено его банковское сопровождение (далее — БС).

Исполнитель открывает счет в определенном банке для проведения всех расчетов по выигранному заказу, а банк в свою очередь отслеживает все операции, проводимые поставщиком на данном счете, и сообщает эту информацию заказчику. В результате госзаказчик оперативно получает данные о ходе расчетов по реализуемому проекту и имеет возможность вовремя принимать управленческие решения, анализируя финансовое положение поставщика.

[1]

Бывает двух видов:

Правила и порядок осуществления банковского сопровождения контрактов устанавливается Постановлением Правительства № 963 от 20.09.2014.

Простое банковское сопровождение

Банк бесплатно осуществляет мониторинг расчетов и предоставляет заказчику выписки по обособленным счетам всех участников исполнения договора.

Обязательно в следующих случаях:

  • контракт жизненного цикла;
  • начальная цена превышает 10 миллиардов рублей;
  • заключение договора с единственным поставщиком, когда необходимость БС указана актом Правительства или Президента РФ.

Субъектам РФ при цене закупки свыше 1 млрд. рублей и муниципальным органам — свыше 200 млн. рублей рекомендовано также проводить простое БС.

Расширенное банковское сопровождение

Банк дополнительно проводит проверку платежных документов поставщика и направляет аналитические консолидированные отчеты о результатах экспертизы в адрес заказчика.

Читайте так же:  Освобождение от уплаты ндфл

Размер оплаты определяется, как процент от цены контракта:

  • менее 5 млрд.руб. — устанавливается для каждого конкретного договора отдельно;
  • от 5 до 10 млрд.руб. — 1,09%;
  • от 10 до 15 млрд.руб. — 1,05%;
  • от 15 млрд. рублей — 1%.

Расширенное банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ проводится в следующих случаях:

  • цена превышает 10 млрд.руб. и он заключается в целях строительства (реконструкции, перевооружения) с единственным поставщиком, определенным Президентом либо Правительством;
  • цена превышает 15 млрд.руб;
  • договор, определенный Правительством РФ, предусматривает казначейское обеспечение обязательств.

Субъектам РФ и муниципальным органам при цене заказа более 5 млрд.руб. рекомендовано также проводить расширенное БС.

Не применяется банковское сопровождение государственного оборонного заказа, а также закупок, сведения о которых составляют государственную тайну.

Порядок осуществления

Чтобы установить БС заказчику необходимо:

  1. Определить необходимо ли применение БС на проводимую закупку.
  2. Указать информацию о БС в плане-графике (п. 8, ч. 3 ст. 21).
  3. Включить сведения о БС в проект контракта (ч. 26 ст. 34), а также в извещение (п. 7 ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. ст. 73, п. 1 ч. 4 ст. 83) и документацию (ст. 50, 56, 57, 64, 83).
  4. Выбрать банк, осуществляющий мониторинг (список почти ежедневно пополняется, поэтому актуальный перечень банков смотрите на сайте Минфина).
  5. Анализировать предоставляемые банком выписки о движении денежных средств по отдельному счету поставщика, соисполнителя, а также информацию о текущих остатках на счете, оборотно-сальдовой ведомости.
  6. Оплату по контракту производить только на открытом в данном банке счете (аналогично поставщику (и привлекаемым соисполнителям), которые все расчеты по исполнению условий договора должны производить через установленный счет).

Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ – что это

Что такое банковское сопровождение контракта, когда оно происходит?

Если организация занимается производством какой-либо продукции по государственному контракту, то она обязательно сталкивалась с таким определением, как банковское сопровождение. Что же это такое, в каких ситуациях нельзя избежать заключение такого договора и какие виды такого сопровождения бывают?

Итак, банковское сопровождение — это проверка банком документов, предоставленных организацией, которая выполняет заказ. Если говорить точнее, то банк должен проверить все расчеты, указываемые организацией, и предоставить полученные результаты заказчику. Контролирует эту возможность закон о государственных закупках, данное условие позволяет заказчику товара не беспокоиться о выполнении организацией всех условий.

К тому же, благодаря банковскому сопровождению заказчик может отслеживать все платежи, которые проводят по договору. Обычно такое сопровождение используется тогда, когда заказчику не знакома организация, и в ней нет уверенности, или когда сумма контракта является очень большой.

Правительство нашей страны установило порядок, согласно которому необходимо составлять договор по сопровождению, а также оно установило, каким образом необходимо проводить поиск и выбирать подходящий банк. Такая услуга обычно используется только при необходимости, однако, есть некоторые случаи, когда без банковского сопровождения никак не обойтись.

Есть всего три случая, когда банк обязательно должен проверять финансовые документы, предоставляемые организацией.

Во-первых, если заказчик и поставщик заключают такой договор, когда последний по договору от начала до конца самостоятельно делает весь спектр задач, необходимых для выполнения заказа. То есть поставщик сам разрабатывает проект и сам реализует его.

Например, если организация строит для государственного заказчика автомагистраль. Подобные соглашения называются договорами жизненного цикла.

Во-вторых, банковское сопровождение является обязательным условием в том случае, если сумма по контракту будет составлять более 10 миллиардов рублей. В таком случае сумма, которую потратит бюджет будет слишком большой, поэтому необходимо все обязательно проверить, чтобы впустую не расходовать такую большую сумму.

И в-третьих, если договор заключается только с одним поставщиком, причем он определен Правительством, то банковское сопровождение является обязательным. Данный пункт всегда прописывается в акте, который подтверждает выбор правительства в пользу данного поставщика.

В случаях, которые не относятся к этим трем пунктам, сопровождение не является обязательным и происходит только в том случае, если заказчику это необходимо. Стоит отметить, что такое сопровождение не заказывается для оборонной сферы, потому что таким образом банк может узнать секретные документы.

Всего существует два вида банковского сопровождения: базовое и расширенное. Базовое сопровождение обычно предоставляется банком, просто как бесплатная дополнительная услуга, в нее входит проверка всех финансовых документов, а также выписка по счету, для контроля за операциями по контракту.

Расширенное сопровождение банк предоставляет как дополнительную услугу, в него помимо стандартного пакета услуг также входит контроль за своевременностью платежей и мониторинг различных документов, не только финансовых. Расширенное банковское сопровождение также может являться обязательным пунктом контракта, но только в том случае, если он заключается на сумму свыше 15 миллиардов рублей.

Стоит отметить, что стоимость такого сопровождения высчитывается исходя из стоимости контракта, то есть равно определенному проценту от суммы.

Когда заказчик хочет получить такую услугу, как банковское сопровождение, он должен заключить с банком специальный договор. Помимо самого заказчика данный договор также заключается с поставщиком и, если по контракту они предусмотрены, то и с различными соисполнителями. Содержание такого договора определяется постановлением правительства, обычно в нем есть пункты об обязанностях сторон, порядок зачисления денежных средств, дата заключения договора.

Итак, банковское сопровождение — это проверка банком. Как минимум это проверка финансовых документов, а также предоставление заказчику выписки по счету для того, чтобы он мог контролировать правильность и своевременность денежных средств на счет.

Помимо таких базовых функций есть также расширенное сопровождение, при заключении такого договора банк сам будет следить за поступлением денег на счет, чтобы они соответствовали заключенному договору.

Существуют такие контракты государственных закупок, при которых обязательно должно быть банковское сопровождение, это необходимо для того, чтобы уменьшить риски для бюджета. Также заказчик может по своей воле заключить такой договор с банком, например, если поставщик ему еще не знаком и уверенности в нем нет.

Читайте так же:  Оплата за товар третьим лицом

Банковское сопровождение контрактов

Видео (кликните для воспроизведения).

В определенных договорах, заключенных от имени Российской Федерации (субъекта РФ или муниципального образования), может включаться условие о банковском сопровождении контракта. Согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», оказание данной услуги в отношении заказчика в обязательном порядке предусмотрено для госконтрактов, предметом которых является поставка товаров/ выполнение СМР/ оказание услуг для федеральных и муниципальных нужд, а также нужд субъекта РФ.

Что такое банковское сопровождение контракта

Под данным понятием подразумевается осуществление банком проверки выполняемых расчетов и доведения до сведения заказчика результатов проведенного мониторинга в рамках заключенного с банком договора на обслуживание. Для мониторинга подрядчик (поставщик) открывает отдельный расчетный счет, а банк ежемесячно информирует заказчика о движении денежных средств на этом счете.

Порядок проведения банковского сопровождения регулируется Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. № 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов», в котором указаны Правила оказания данной услуги.

Виды банковского сопровождения

Простое банковское сопровождение

При простом банковском сопровождении осуществляется мониторинг банком расчетов, производимых поставщиком на отдельно открытом расчетном счете. Отчет в виде выписки о движении денежных средств передается банком не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяцем. Услуги, оказываемые банком в рамках простого банковского сопровождения, оказываются бесплатно и выполняются сотрудниками банка самостоятельно.

Расширенное банковское сопровождение

Расширенное банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ включает дополнительно сверку данных, указанных в платежных поручениях, на соответствие фактически выполненным работам, поставленным товарам или оказанным услугам. Сверке подлежат работы и товары на сумму не менее 75% от стоимости договора на оказание данных услуг. Согласно п. 4 Правил, размер оплаты за осуществление расширенного сопровождения рассчитывается в зависимости от цены контракта. При этом оплата не может превышать:

1,09% от цены контракта общей стоимостью от 5 до 10 млрд рублей;

1,05% от цены контракта общей стоимостью от 10 до 15 млрд рублей;

1% от цены контракта стоимостью более 15 млрд рублей.

SEVERIN DEVELOPMENT выступает в качестве строительного консультанта (сюрвейера) и оказывает для банков услуги по расширенному банковскому сопровождению. Компания располагает штатом и ресурсами для глубокого анализа платежей на соответствие целям проекта, фактическим срокам реализации, рыночным и другим важным условиям заключенных договоров и принятым обязательствам по ним.

Порядок осуществления расширенного банковского сопровождения контракта

Порядок осуществления расширенного банковского сопровождения контрактов устанавливается в договоре и регламентируется Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. № 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов».

Основная цель расширенного банковского сопровождения – подтверждение целевого использования запрашиваемых денежных средств и их соответствие утвержденным документам по проекту.

Для подтверждения планируемого использования денежных средств консультант SEVERIN DEVELOPMENT запрашивает следующий комплект документации:

реестр платежей, планируемых к оплате;

договоры, по которым будет осуществляться оплата;

основание для оплаты (накладная, подтверждающая приемку-передачу товара или документации от исполнителя заказчику; счет-фактура; акт выполненных работ или акт-приемка сдачи услуг);

исполнительную документацию (при необходимости);

иную документацию (по запросу).

В целях подтверждения целевого использования денежных средств консультант подтверждает взаимное соответствие представленной документации:

предмет договора должен соответствовать целям и задачам инвестиционного проекта. Цена договора должна быть обоснована и соответствовать рынку и утвержденному бюджету, срок исполнения договора – утвержденному графику реализации проекта, условия договора – общепринятой практике.

объем выполненных строительно-монтажных работ фиксируется и утверждается актом выполненных работ КС-2, факт исполнения работ должен быть подтвержден исполнительной документацией или осмотром объекта.

факт поставки на объект оборудования должен быть подтвержден товарной накладной и счетом-фактурой. В отдельных случаях – визуально.

оборудование и фактически выполненные работы должны соответствовать проектной документации.

стоимость оборудования и фактически выполненных работ должны соответствовать условиям договоров и утвержденному бюджету.

сроки поставки и выполнения работ должны соответствовать утвержденному графику.

Только после проверки взаимного соответствия документации согласовывается реестр и банком выпускаются деньги. В противном случае из реестра исключаются платежи, оплата которых не обоснована или преждевременна.

Срок осуществления проверки целевого назначения платежей

В зависимости от этапа реализации инвестиционного проекта (контракта), схемы реализации и количества участников (контрагентов) срок проверки и согласования реестра платежей может составлять от 1 до 5 дней. В случае необходимости визуального подтверждения, этот срок соответственно продлевается на время командировки на объект.

Расширенное банковское сопровождение несколько снижает оперативность заемщика (генерального подрядчика). Однако дополнительный контроль со стороны банка и строительного консультанта позволяет реализовать проект с минимальным отклонением от утвержденного бюджета.

Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ: виды, случаи и порядок осуществления

Что такое банковское сопровождение контракта (БСК) по 44-ФЗ? Для чего оно необходимо и является ли обязательным? Какими нормативно-правовыми актами регулируется? Какие виды банковского сопровождения встречаются? Как выбрать банк для осуществления контроля и мониторинга? Какие условия и требования предъявляются к банкам и предоставляемой ими финансовой отчетности заказчику? Вопросов действительно много. Наша статья дает ответы на самые популярные из них.

Банковское сопровождение контракта и для чего оно необходимо

Что такое банковское сопровождение контракта?

Это процедура сбора, обобщения, систематизации и оценки банком платежных действий поставщика и предоставление их заказчику. Иными словами, это контроль над исполнением контракта, где в полной мере реализован принцип прозрачности и доступности информации. От поставщика требуется открыть отдельный счет в банке, на который впоследствии заказчик осуществляет платеж.

Читайте так же:  Выплаты по осаго за причинение вреда здоровью

Для чего необходимо банковское сопровождение?

Для реализации целей федеральных и муниципальных нужд. Регулирование данного процесса происходит Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией на своем уровне путем нормативно-правовых актов.

Если контракт заключается с единственным поставщиком, то Правительство РФ имеет право установить НМЦК контракта. Данная цена учитывается при осуществлении банковского сопровождения для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Виды и тарифы банковского сопровождения

Банковское сопровождение делится на два вида:

  1. Простое банковское сопровождение – когда банк отслеживает действия по счету поставщика и результаты анализа предоставляет заказчику.
  2. Расширенное банковское сопровождение – когда банк осуществляет контроль над процессом выполняемых работ и контролирует, используя свой функционал, результат поставки. То есть проверяет на соответствие товары, работы, услуги условиям сопровождаемого контракта.

Тарифы за расширенное банковское сопровождение при установленной цене контракта

Простое БСК проводится бесплатно для заказчика, а к расширенному применяются следующие тарифы:

  • От 500 млн. до 1 млрд. руб. – 1,15%;
  • От 1 млрд. до 5 млрд. – 1,12%;
  • От 10 млрд. до 15 млрд. – 1,09%;
  • От 15 млрд. и выше – 1%.

Взимаемый процент рассчитывается исходя из цены контракта.

Порядок осуществления сопровождения

Где найти сведения о банковском сопровождении?

  • В плане-графике . В графе 30 отметить «да». В электронном виде это будет вкладка «Информация о банковском или казначейском сопровождении контракта» (п.8 ч.3 ст.21 44-ФЗ);
  • В извещении . Нужно указать, что установлено банковское сопровождение контракта в блоке «Обеспечение исполнения контракта»;
  • В закупочной документации . Указать можно в разделе «Информационная карта» (п.8 ст.42 44-ФЗ);
  • В проекте контракта . Указать можно в разделе «права и обязанности поставщика и заказчика» (ч.24 ст.34 44-ФЗ);
  • В контракте также можно указать условие БСК (п.8, 8(1), 9 Правил банковского сопровождения контрактов).

Неуказание заказчиком сведений о банковском сопровождении в документы закупки влечет за собой штраф в размере 3 тыс. руб. (ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ).

В обязанности победителя закупки входит заключение договора банковского сопровождения, иначе заказчик понесет названную ответственность, а поставщик попадет в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Требования к банкам и случаи установления банковского сопровождения

Требования к банкам при осуществлении БСК:

  • Наличие лицензии на банковские операции, опыт работы не менее 5 лет и финансовый ресурс не менее 1 млрд. рублей;
  • Отсутствие требования Банка России о введении мер по финансовому оздоровлению, применимых к данному банку;
  • Соблюдение всех нормативных обязательств Банка России на все отчетные даты за последние 6 месяцев;
  • Особенности банковского сопровождения и требования к банку могут регулироваться условиями контракта;

Данные требования регулируются Налоговым Кодексом РФ (п.3 ст.74.1) и Правилами осуществления банковского сопровождения контрактов (п. 10), являющимися неотъемлемой частью Постановления Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. № 963.

Примечание: Список таких банков приведен на сайте Министерства финансов России. Список может меняться, поэтому при необходимости проверяйте наличие или отсутствие того или иного банка. При выборе банка победитель закупки или сам заказчик должны руководствоваться данным перечнем (п.5, п.10-12 Правил).

Еще следует сказать о дополнительном требовании к банку: система передачи финансовых сообщений Банка России должна иметь в пользователях данный банк, если наряду с банковским сопровождением осуществляется казначейское.

Бывает так, что в ходе выполнения контракта банк исключается из списка Минфина России. В этом случае заменить его нет никакой необходимости. Это нужно сделать только в том случае, если Правительство РФ, государственный орган субъекта РФ или местная администрация приняли решение досрочно прекратить сопровождение контракта таким банком (п. 10 Правил)

Случаи установления простого банковского сопровождения:

  • Заключение контракта жизненного цикла на закупку товара или работы (в том числе проектирование, конструирование, обслуживание, ремонт, эксплуатация объекта закупки, при необходимости его утилизация). При этом НМЦК контракта – более 10 млрд. рублей;
  • Заключение контракта с единственным поставщиком по цене, превышающей 10 млрд. рублей. При этом отсутствует условие обеспечения исполнения и предусмотрено привлечение заказчиком банка для оказания банковского сопровождения;
  • Заключение контракта с поставщиком, в отношении которого применяются ограничения иностранными государственными структурами;
  • Заключение контракта строительного характера с единственным поставщиком на основании акта. При этом цена превышает 10 млрд. рублей и обеспечение исполнения не требуется, кроме случаев предусматривающих казначейское обеспечение;
  • Заключение контракта с единственным поставщиком по цене, превышающей 15 млрд. рублей. Такой контракт утверждается государственной программой РФ и условие привлечения банка для сопровождения контракта является обязательным.

Предусмотрены случаи установления НМЦК контракта, заключаемого с единственным поставщиком:

  • Для БСК, при котором банк осуществляет контроль расчетов в области выполнения контракта – не менее 1 млн. рублей (для субъекта РФ), не менее 200 млн. рублей (для муниципального образования). Данная цифра может быть снижена на 100 млн. рублей (для субъекта РФ), на 50 млн. рублей (для муниципального образования). Снижение суммы может произойти только по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации;
  • Для БСК, при котором банк выполняет контроль над соответствием товаров, работ услуг – не менее 5 млрд. рублей (для субъекта РФ и муниципального образования). Данная сумма может быть снижена на 1 млрд. рублей и 500 млн. рублей соответственно, также по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.

[2]

Состав договора о банковском сопровождении

Состав и содержание договора описаны в п.13 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов:

  • Сроки и порядок открытия отдельного счета поставщику, соисполнителям;
  • Права и обязанности сторон;
  • Движение денежных средств по такому счету;
  • Право заказчика требовать списать денежные средства в размере аванса согласно контракту, если не требуется обеспечение исполнения;
  • Обязанность банка каждый месяц предоставлять заказчику сведения о движении средств по счету, отчеты, результаты идентификации поставщика, соисполнителя;
  • Порядок внесения изменений и расторжения;
  • Обязанность банка предоставлять в Федеральное казначейство информацию о проводимых операциях с помощью системы передачи финансовых сообщений Центрального банка РФ;
  • Сведения, которые указываются в платежном документе (по согласованию с заказчиком);
  • Право банка проводить проверку платежного документа (по согласованию с заказчиком);
  • Обязанность поставщика, соисполнителей предоставлять документы, подтверждающие основание платежа и право банка проверки таких документов и отказа в осуществлении платежа (за отказ банк несет полную ответственность);
  • Право заказчика запрашивать отчет о мониторинге и обязанность банка предоставлять такой отчет в течение 5 дней с момента получения запроса в Федеральное казначейство с помощью системы передачи финансовых сообщений ЦБ РФ.
Читайте так же:  Двойное гражданство узбекистан россия

Условия привлечения банка

Условия привлечения банка поставщиком для реализации простого банковского сопровождения:

— производить расчеты, касающиеся исполнения контракта, на отдельном счете, открытом в банке, который производит сопровождение контракта;

— при заключении договоров с соисполнителями указывать условия расчетов, предусмотренных обязательствами исполняемого контракта;

— предоставлять заказчику необходимые ему сведения о соисполнителях (наименование, почтовый адрес, телефоны руководителя и бухгалтера, ИНН, код причины постановки на учет);

  • Ответственность поставщика за несоблюдение условий согласно контракту;
  • Обязанность заказчика оплачивать товары, работы, услуги на отдельный счет;
  • Право заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения сопровождаемого контракта.

Условия привлечения банка заказчиком для реализации простого банковского сопровождения:

  • Информация о банке;
  • Обязанность поставщика заключения договора о БСК с банком, привлеченном заказчиком;

Условия расширенного сопровождаемого контракта с указанием обязанностей заказчика:

  • Указывать документы для проверки на соответствие условиям контракта;
  • Указывать соисполнителей, чьи платежные документы проверяются на соответствие документам, подтверждающим основание платежа;
  • Согласовывать с банком список дополнительной информации для проверки;
  • Согласовывать с банком проверку платежных документов на соответствие поставки товара и выполнения работ, услуг;
  • Согласовывать случаи отказа банком в проведении платежа;
  • Рассматривать не позднее 5 дней запрос банка об осуществлении платежей поставщика, соисполнителей;
  • Рассматривать не позднее 5 дней запрос поставщика о несогласии с отказом;
  • Согласовывать с банком его ответственность за отказ в проведении платежа;
  • Отражать в контракте и платежных документах и передавать соисполнителям сведения об идентификаторе госконтракта.

Следует отметить, расширенное сопровождение, кроме названных условий, должно отражать хотя бы одно из следующих условий (п. 9 Правил):

  • Анализ исполняемого контракта на соответствие содержания документов, подтверждающих основание платежа, срокам и количеству товара. А также на соответствие таких документов проектной документации и графику работ, связанных со строительством;
  • Предоставление посреднических услуг при строительном контроле и (или) техническом надзоре.

Требования к составу отчетов

Отчеты, формируемые банками, должны соответствовать ряду требований, приведенных ниже:

  • Формировать и передавать заказчику информацию и отчет по движениям отдельного счета поставщика не позже 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом (для простого банковского сопровождения);
  • Формировать и передавать заказчику информацию и отчет по движениям отдельного счета поставщика не позже 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом (для расширенного банковского сопровождения);
  • В отчете по расширенному БСК, помимо названного требования, должны содержаться сведения об итогах проверки на соблюдение поставщиком условий контракта в отношении товаров, работ, услуг;
  • Проверка соответствия стоимости строительных работ со среднерыночной стоимостью;
  • Анализ платежных документов на соответствие объемов выполненных работ (в отношении строительства общая стоимость работ, проверенных банком, не должна быть ниже 75% общей стоимости строительства;
  • Проверка на соответствие выполняемых работ и документов проекта (также сметы и расчеты);
  • Предоставлять другую информацию, если таковая прописана условиями контракта.

Заключение

Итак, банковское сопровождение – это система мер, направленных на отслеживание, аналитику и предоставление заказчику информации о соответствии поставляемого товара, выполняемых работ, услуг. Результаты банковской работы предоставляются заказчику по его запросу в сроки, установленные условиями контракта, а также в виде отчетов, выписок и иных финансовых документов.

БСК не является обязательным условием выполнения работ. Договор с банком заключается только в том случае, если есть необходимость в соответствующих услугах контроля и мониторинга.

БСК делится на два вида: простое и расширенное, которые предусмотрены Федеральным законом № 44 «О контрактной системе в сфере закупок». Данные виды сопровождения исполнения контракта регламентируются Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. № 963, его неотъемлемой частью являются Правила осуществления банковского сопровождения контрактов.

Также к указанным видам применяются условия и требования, которым они должны соответствовать. Кроме этого требования установлены к содержанию договоров на исполнение сопровождения и к банковским отчетам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Список банков, имеющих право осуществлять данную деятельность, приведен на сайте Минфина. Эту информацию следует проверять при необходимости, т.к. сведения сайта периодически обновляются.

Источники


  1. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2017. — 415 c.

  2. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 480 c.

  3. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.
  4. Губина, И.Ю. Латинский словарь юридических терминов и выражений / ред. В.А. Минасова, И.Ю. Губина. — М.: Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 320 c.
  5. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2013. — 784 c.
Банковское сопровождение контракта
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here