Акционерное общество вправе преобразовываться в

Ответы на вопросы по теме: "Акционерное общество вправе преобразовываться в" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 57 ГК РФ. Реорганизация юридического лица

Новая редакция Ст. 57 ГК РФ

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц — первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).

[2]

Комментарий к Ст. 57 ГК РФ

Реорганизация представляет собой способ прекращения юридического лица (кроме случая выделения) с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства.

Другой комментарий к Ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Реорганизация является способом образования новых и прекращения существующих юридических лиц. Реорганизация может осуществляться следующими способами (п. 1 ст. 57 и ст. 58 ГК РФ):

1) преобразование — изменение организационно-правовой формы юридического лица;

2) слияние — прекращение двух или нескольких юридических лиц и образование на их основе нового юридического лица;

3) присоединение — прекращение двух или нескольких юридических лиц и переход их прав и обязанностей к иному существующему юридическому лицу;

4) выделение — создание одного или нескольких юридических лиц, к которым переходит часть прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без его прекращения;

5) разделение — прекращение юридического лица, когда все его права и обязанности переходят к вновь созданным юридическим лицам.

2. Законодательство РФ содержит ряд правовых норм, регулирующих процесс преобразования юридического лица.

А. Преобразование коммерческих организаций в коммерческие организации. Хозяйственные товарищества и общества одного вида могут быть преобразованы в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы (п. 1 ст. 68 ГК РФ).

Производственный кооператив может быть преобразован в хозяйственное товарищество или общество (п. 2 ст. 112 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251; 2003. N 9. Ст. 805) государственное или муниципальное унитарное предприятие в процессе приватизации может быть преобразовано в открытое акционерное общество.

Б. Говоря о преобразовании коммерческих организаций в некоммерческие необходимо заметить, что согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона «Об акционерных обществах» акционерное общество вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие может быть преобразовано в государственное или муниципальное учреждение по решению его собственника (ст. 34 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

В. Преобразование некоммерческих организаций в коммерческие организации допускается в случаях преобразования объединения юридических лиц (ассоциации, союза) в хозяйственное товарищество или общество (абз. 2 п. 1 ст. 121 ГК РФ) и учреждения в хозяйственное общество (п. 2 ст. 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Г. Преобразование некоммерческих организаций в некоммерческие организации регламентируется ст. 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Некоммерческое партнерство вправе преобразовываться в общественное объединение, фонд или автономную некоммерческую организацию.

Учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию.

Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в общественное объединение либо в фонд.

Ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию.

3. Согласно п. 1 комментируемой статьи реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Таким органом является высший орган управления. При этом если высший орган управления является коллегиальным, то для принятия решения о реорганизации юридического лица требуется, как правило, квалифицированное большинство голосов или единогласие. Так, например, в соответствии с п. 4 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях решение о реорганизации некоммерческой организации принимается квалифицированным большинством или единогласно, а решение о реорганизации общества с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 92 ГК РФ), о преобразовании производственного кооператива (п. 2 ст. 112 ГК РФ) должно быть принято единогласно.

Читайте так же:  Пск как рассчитать

4. В случаях, установленных законом, осуществляется принудительная реорганизация юридических лиц в виде разделения или выделения, которая проводится по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (п. 2 ст. 57), а реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования осуществляется лишь с согласия уполномоченных государственных органов (п. 3 ст. 57).

В соответствии со ст. 19 Закона о конкуренции на товарных рынках антимонопольный орган (которым в соответствии с абз. 6 п. 13 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945) является Федеральная антимонопольная служба) вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности. Под систематическим осуществлением монополистической деятельности понимается совершение в течение трех лет более двух выявленных в установленном порядке фактов указанной деятельности. Предписание о принудительном разделении или выделении коммерческой организации принимается при наличии следующих условий:

— если это ведет к развитию конкуренции;

— при возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;

— при отсутствии между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг));

— при возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Согласно п. 1 ст. 17 Закона о конкуренции на товарных рынках слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 миллионов установленных Федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа на основании ходатайств соответствующих коммерческих организаций. Порядок предоставления ходатайств и уведомлений антимонопольным органом регламентируется Положением о порядке предоставления антимонопольным органом ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями ст. ст. 17 и 18 Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», утвержденным Приказом Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 13 августа 1999 г N 276 (БНА. 2000. N 1).

5. При реорганизации путем слияния, разделения, выделения и преобразования предполагается создание новых юридических лиц. Поэтому реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации вновь созданных юридических лиц.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу новая организация не появляется. В связи с этим реорганизация считается завершенной с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ООО

Преобразование общества с ограниченной ответственностью представляет собой изменение организационной формы такого общества, в результате которого возникает юридическое лицо другого вида, предусмотренного законодательством.

В п. 1 ст. 56 Закона воспроизводится императивная норма п. 2 ст. 92 ГК РФ, ограничивающая возможность реорганизации общества с ограниченной ответственностью путем преобразования: общество вправе преобразоваться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив.

В свою очередь, данная норма ГК РФ исходит из общего правила о том, что хозяйственные общества могут по решению общего собрания их участников преобразовываться в хозяйственные общества другого вида и производственные кооперативы (п. 1 ст. 68 ГК РФ). Однако акционерное общество в силу прямого указания ст. 104 ГК РФ может быть преобразовано не только в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив, но также в некоммерческое партнерство при условии единогласия по этому вопросу всех акционеров (п. 1 ст. 20 Закона «Об акционерных обществах»).

Одновременно п. 1 ст. 56 Закона расширяет перечень юридических лиц, в которые может преобразоваться общество с ограниченной ответственностью, установленный в п. 2 ст. 92 ГК РФ, добавляя, что общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться также в общество с дополнительной ответственностью.

Общество с дополнительной ответственностью представляет собой самостоятельный вид хозяйственных обществ, несмотря на схожесть его правового регулирования с правовым регулированием обществ с ограниченной ответственностью. Поэтому логично, что Закон (п. 1 ст. 56), развивая общее правило ГК РФ о том, что хозяйственное общество одного вида вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида или производственный кооператив, допускает возможность преобразования общества с ограниченной ответственностью не только в акционерное общество или производственный кооператив, но и в общество с дополнительной ответственностью (см. п. 1 ст. 68 ГК РФ).

В то же время нельзя не обратить внимание на коллизию двух специальных норм — ГК РФ (п. 2 ст. 92) и Закона (п. 1 ст. 56), регулирующих одни и те же отношения, — преобразование общества с ограниченной ответственностью. С позиций п. 2 ст. 3 ГК РФ подобные коллизии разрешаются однозначно, однако в данном случае нельзя игнорировать наличие упоминавшейся общей нормы (п. 1 ст. 68 ГК РФ). Представляется, что в данном случае актуальны судебное толкование данного противоречия или его четкое разрешение законодателем.

При осуществлении реорганизации обществ с ограниченной ответственностью (товариществ с ограниченной ответственностью), число участников которых по состоянию на 1 марта 1998 г. (дата введения в действие Закона) превышало 50, необходимо учитывать специальные нормы, установленные в абзаце втором п. 3 ст. 59 Закона.

[1]

В случае преобразования общества с ограниченной ответственностью государственной регистрации подлежит вновь возникшее акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив, к которым с этого момента переходят все имущественные (а в ряде случаев и неимущественные) права и обязанности общества с ограниченной ответственностью как субъекта гражданско-правовых отношений. Те права, которые могут принадлежать только юридическому лицу, действующему в форме акционерного общества (право выпуска и размещения акций и ряд других прав, производных от указанного права), не переходят в порядке правопреемства, а возникают в силу закона и учредительного документа акционерного общества.

Читайте так же:  Ненадлежащее технологическое присоединение

С момента государственной регистрации акционерного общества, общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива общество с ограниченной ответственностью, реорганизованное путем преобразования, перестает существовать в качестве юридического лица, и запись о нем как об обществе с ограниченной ответственностью исключается из государственного реестра.

Акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив являются правопреемниками общества с ограниченной ответственностью, в результате преобразования которого возникло соответствующее новое юридическое лицо (см. п. 5 ст. 58 ГК РФ и п. 4 ст. 56 Закона).

В соответствии с прямым указанием ГК РФ приняты специальные акты гражданского законодательства, детально регламентирующие деятельность отдельных видов юридических лиц, в частности Федеральный закон «Об акционерных обществах» (п. 3 ст. 96 ГК РФ), законы о производственных кооперативах (см. п. 4 ст. 107 ГК РФ) — Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации», Федеральный закон от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах». К обществам с дополнительной ответственностью применяется ст. 95 ГК РФ, а также правила ГК РФ об обществах с ограниченной ответственностью (ст. ст. 87 — 94) и положения Закона постольку, поскольку иные правила не предусмотрены ст. 95 ГК РФ.

Акционерным обществом является коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества по отношению к обществу. Участники общества (акционеры) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Правовое положение акционерных обществ на основе общих норм ГК РФ (ст. ст. 96 — 104) детально регулирует Закон «Об акционерных обществах». В нем установлены общие положения о хозяйственных обществах данного вида, а также конкретные и весьма подробные правила о создании и ликвидации акционерных обществ, уставном капитале, акциях и иных ценных бумагах, эмитируемых обществами, и порядке их размещения, дивидендах, реестре акционеров общества, органах акционерного общества, приобретении и выкупе обществом размещенных акций, совершении крупных сделок, контроле за финансово-хозяйственной деятельностью, учете и отчетности и иных важных отношениях, возникающих в связи с деятельностью указанных корпораций.

Отметим, что п. 25 Постановления N 90/14 от 9 декабря 1999 г. содержит указание на то, что при преобразовании общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество возможно применение, в частности, норм Федерального закона от 19 июля 1998 г. «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)». Однако в связи с этим возникают существенные теоретические и практические проблемы.

Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества (ст. 95 ГК РФ).

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Учредительным документом кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией.

Федеральный закон «О производственных кооперативах», основываясь на положениях ст. ст. 107 — 112 ГК РФ, подробно регулирует общие правила о производственных кооперативах, порядок их образования, права и обязанности членов, имущество кооператива и правила организации управления в нем, трудовые отношения в кооперативе, учет и отчетность, порядок реорганизации и ликвидации кооператива и другие существенные отношения.

Из законов о производственных кооперативах был принят также Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», регулирующий, в частности, отношения производственной кооперации в сельском хозяйстве. В его ст. 3 содержится понятие сельскохозяйственного производственного кооператива, указание о том, что такой кооператив является коммерческой организацией, а также определяются виды производственных кооперативов, действующих в сельском хозяйстве. К ним относятся сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель (колхоз) и кооперативное хозяйство (коопхоз), а также иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями п. 1 ст. 3 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации». Данный Закон регулирует особенности образования сельскохозяйственных производственных кооперативов (гл. II), в том числе порядок образования кооперативов при реорганизации сельскохозяйственных организаций (ст. 10).

В п. 2 ст. 56 Закона определен перечень вопросов, выносимых на решение общего собрания участников общества при преобразовании общества с ограниченной ответственностью. Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме преобразования, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях преобразования, о порядке обмена долей участников общества на акции акционерного общества, доли участников общества с дополнительной ответственностью или паи членов производственного кооператива, об утверждении устава создаваемого в результате преобразования акционерного общества, общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива, а также об утверждении передаточного акта.

Общее собрание участников реорганизуемого общества в данном случае выступает как его высший орган управления. Одновременно на общем собрании разрешаются и вопросы создания нового юридического лица — акционерного общества, общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива, что характерно для собрания учредителей. Поэтому при подготовке и проведении общего собрания участников преобразуемого общества, а также при принятии соответствующих решений применяются правила, предусмотренные ст. ст. 32 — 38 Закона. За пределы круга вопросов, указанных в п. 2 ст. 56 Закона, преобразуемое общество с ограниченной ответственностью не выходит.

Участники юридического лица, создаваемого в результате преобразования, принимают решение об избрании его органов в соответствии с требованиями федеральных законов о таких юридических лицах и поручают соответствующему органу осуществить действия, связанные с государственной регистрацией юридического лица, создаваемого в результате преобразования (см. п. 3 ст. 56 Закона).

Читайте так же:  Первоначальный воинский учет

Пункт 3 данной статьи специально не выделяет вопросы создания конкретного юридического лица, которые тоже должны быть разрешены (например, заключение между учредителями договора о создании акционерного общества — ст. 9 Закона «Об акционерных обществах»; заключение учредительного договора участниками создаваемого общества с дополнительной ответственностью — п. 3 ст. 95 ГК РФ и ст. 12 Закона и др.). Причина заключается в том, что подобные отношения находятся вне сферы регулирования Закона и регламентируются актами гражданского законодательства, посвященными соответствующим видам юридических лиц.

Состав участников (членов) акционерного общества, общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива, возникающего на основе преобразуемого общества с ограниченной ответственностью, может не совпадать с составом участников преобразуемого общества. В таких случаях лица, участвующие в создании нового юридического лица, могут провести совместное заседание. Данное совместное заседание можно рассматривать как собрание учредителей акционерного общества, общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива, если при его проведении будут учтены требования федеральных законов, предъявляемые к собранию учредителей юридического лица соответствующего вида.

При преобразовании общества к юридическому лицу, созданному в результате преобразования, переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом (п. 4 ст. 56 Закона).

Под указанными правами и обязанностями следует понимать имущественные и некоторые неимущественные права реорганизуемого общества с ограниченной ответственностью, не относящиеся к правам, которые могут принадлежать только данному виду коммерческих юридических лиц.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ

Видео (кликните для воспроизведения).

НОВОСТИ БИЗНЕСА

13.10.2008 В России начата сборка нового внедорожника
Ульяновский автомобильный завод приступил к серийному производству нового автомобиля UAZ Pickup. Впервые новинку показали на Московском автосалоне, прошедшем.
[подробнее. ]

13.10.2008 »Евросеть» закрыла дочерние компании в Индии
Компания »Евросеть», крупнейший в России и СНГ сотовый ритейлер, закрыла свои дочерние компании в Индии. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Наталья.
[подробнее. ]

27.09.2008 »АЗБУКА ВКУСА» запускает новый проект SHOP-IN-SHOP
Сеть премиальных городских супермаркетов »Азбука Вкуса» (24 магазина) объявляет о старте нового проекта »Вкусная Япония». В магазинах сети концептуальный проект будет реализован в формате.
[подробнее. ]

КУРСЫ ВАЛЮТ
ЦБРФ на

© ЗАО «КРИБЕЛ-КОНСАЛТ», Москва

661-63-24-многоканальный; E-mail: [email protected]

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ АО

Преобразование АО — это изменение его организационно-правовой формы. Акционерное общество (далее — АО) вправе преобразоваться только в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив (ст.20 ФЗ «Об АО»). При преобразовании АО к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного АО в соответствии с передаточным актом.

Преобразование АО, основные этапы:

      • Принятие решения общим собранием акционеров, реорганизуемого общества, о преобразовании общества, порядке и об условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива
      • Принятие решения участниками создаваемого при преобразовании нового юридического лица на своем совместном заседании об утверждении его учредительных документов и избрании (назначении) органов управления
      • Государственная регистрация юридического лица, возникшего в результате преобразования
      • Государственная регистрация выпуска ценных бумаг юридическим лицом, возникшим в результате реорганизации в форме преобразования, если в процессе реорганизации осуществлен выпуск ценных бумаг

На каждом из указанных этапов реорганизации акционерного общества в форме — преобразование АО, необходимо придерживаться следующих правил:

На первом этапе, решение общего собрания акционеров о том, что будет осуществлено преобразование АО, порядке и об условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива принимается только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества. При этом указанное решение общего собрания акционеров принимается большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

На втором этапе, при принятии решений участниками создаваемого при преобразовании нового юридического лица на своем совместном заседании об утверждении его учредительных документов и избрании (назначении) органов управления необходимо руководствоваться требованиями федеральных законов об этих организациях. Следует напомнить, что преобразование акционерных обществ допускается Законом только в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Соответственно необходимо учитывать требования законодательства в отношении указанных юридических лиц.

На третьем этапе юридическое лицо, возникшее в результате преобразования, подлежит обязательной государственной регистрации.

При этом необходимо учитывать, что уставный капитал акционерного общества, созданного в результате преобразования, может быть больше уставного капитала (складочного капитала, паевого фонда) преобразованной коммерческой организации, но не может превысить стоимости ее чистых активов.

На четвертом этапе, в случаях размещения ценных бумаг в результате процедуры — преобразование АО, государственной регистрации подлежит выпуск ценных бумаг юридического лица, возникшего в результате такой реорганизации.

При этом документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, размещаемых при реорганизации, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение месяца с даты государственной регистрации коммерческой организации, созданной в результате преобразования.

Нормативными актами предусмотрены следующие пути размещения ценных бумаг при реорганизации акционерного общества в форме — преобразование АО:

Во-первых, допускается размещение ценных бумаг, путем конвертации в облигации коммерческой организации облигаций преобразуемой в нее коммерческой организации. В данном случае, видно, что объектом сделки является только облигация, выпущенная коммерческой организацией. При этом следует отметить, что действующими нормативными актами запрещено осуществлять конвертацию акций реорганизуемого акционерного общества в облигации, а также конвертацию облигаций реорганизуемой коммерческой организации в акции.

Во-вторых, допускается размещение ценных бумаг путем обмена на акции акционерного общества долей участников преобразуемого в него товарищества или общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, паев членов преобразуемого в него кооператива, акций акционерного общества, преобразуемого в акционерное общество работников (народное предприятие).

При этом нормативными актами запрещено осуществлять обмен долей участников реорганизуемого товарищества или общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, паев членов реорганизуемого кооператива на облигации. Обмен в указанном случае допускается только на акции.

В-третьих, допускается размещение ценных бумаг путем приобретения акций акционерного общества при преобразовании в него государственного (муниципального) предприятия и его подразделений (в том числе в процессе приватизации) Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Читайте так же:  Целевой договор на обучение

Указанный путь размещения ценных бумаг при реорганизации в форме преобразования является наиболее распространенным. Объясняется это тем, что большинство акционерных обществ созданы в процессе приватизации.

В-четвертых, Стандартами эмиссии при реорганизации коммерческих организаций предусматривается такой путь размещения ценных бумаг, как приобретение акций акционерного общества при преобразовании в него индивидуального (семейного) частного предприятия, предприятия, созданного хозяйственным товариществом и обществом, общественной и религиозной организацией, объединением, благотворительным фондом, другого предприятия, не находящегося в государственной и муниципальной собственности, основанного на праве полного хозяйственного ведения, собственником этого предприятия.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ

НОВОСТИ БИЗНЕСА

13.10.2008 В России начата сборка нового внедорожника
Ульяновский автомобильный завод приступил к серийному производству нового автомобиля UAZ Pickup. Впервые новинку показали на Московском автосалоне, прошедшем.
[подробнее. ]

13.10.2008 »Евросеть» закрыла дочерние компании в Индии
Компания »Евросеть», крупнейший в России и СНГ сотовый ритейлер, закрыла свои дочерние компании в Индии. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Наталья.
[подробнее. ]

27.09.2008 »АЗБУКА ВКУСА» запускает новый проект SHOP-IN-SHOP
Сеть премиальных городских супермаркетов »Азбука Вкуса» (24 магазина) объявляет о старте нового проекта »Вкусная Япония». В магазинах сети концептуальный проект будет реализован в формате.
[подробнее. ]

КУРСЫ ВАЛЮТ
ЦБРФ на

© ЗАО «КРИБЕЛ-КОНСАЛТ», Москва

661-63-24-многоканальный; E-mail: [email protected]

Статья 104 ГК РФ. Реорганизация и ликвидация акционерного общества

Новая редакция Ст. 104 ГК РФ

1. Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров.

Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества определяются законом.

2. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Комментарий к Ст. 104 ГК РФ

Положения Закона об акционерных обществах, определяющие порядок их реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или выделения (статьи 16 — 19), не предусматривают возможность проведения реорганизации этих обществ посредством объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм (в том числе с обществами с ограниченной ответственностью) либо разделения их (выделения) на акционерное общество и юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Слияние или присоединение двух или нескольких акционерных обществ может осуществляться в целях создания более крупного общества, а разделение (выделение) — в целях образования одного или нескольких новых акционерных обществ.

В соответствии с п. 1 ст. 68 ГК РФ хозяйственное общество одного вида может быть преобразовано в хозяйственное общество другого вида, при этом не исключается возможность преобразования обществ, относящихся к одной организационно-правовой форме юридического лица (акционерных обществ): закрытых в открытые и открытых в закрытые.

При рассмотрении споров, связанных с преобразованием акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа, необходимо учитывать, что изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица (его организационно-правовая форма не изменяется), поэтому требования, установленные п. 5 ст. 58 ГК РФ, п. 5 ст. 15 и ст. 20 Закона: о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества, — в таких случаях предъявляться не должны. Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том числе предоставляющие акционерам право требовать выкупа принадлежащих им акций общества, если они голосовали против преобразования или не участвовали в голосовании по данному вопросу (ст. 75 Закона) (Постановление Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19).

Другой комментарий к Ст. 104 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Реорганизация осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (см. ст. ст. 57, 58 ГК РФ).

Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества.

Законодательство РФ уделяет пристальное внимание защите прав кредиторов при реорганизации акционерного общества. В соответствии с п. 6 ст. 15 Закона об АО не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации в форме слияния или присоединения — с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, АО обязано письменно уведомить об этом кредиторов общества и опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов.

Процедура реорганизации АО регламентируется ст. ст. 15 — 20 вышеназванного Закона.

2. Акционерное общество может быть ликвидировано в добровольном или принудительном порядке.

В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона об АО в случае добровольной ликвидации совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

Ликвидация АО осуществляется в соответствии с требованиями ст. ст. 61 — 65 ГК. Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в очередности согласно п. 1 ст. 23 Закона об АО.

Статья 68. Преобразование хозяйственных товариществ и обществ

1. Хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном настоящим Кодексом и законами о хозяйственных обществах.

2. При преобразовании товарищества в общество каждый полный товарищ, ставший участником (акционером) общества, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества. Отчуждение бывшим товарищем принадлежавших ему долей (акций) не освобождает его от такой ответственности. Правила, изложенные в настоящем пункте, соответственно применяются при преобразовании товарищества в производственный кооператив.

Читайте так же:  Выписка егрп госуслуги

3. Хозяйственные товарищества и общества не могут быть реорганизованы в некоммерческие организации, а также в унитарные коммерческие организации.

Комментарий к Ст. 68 ГК РФ

1. В комментируемой статье речь идет о преобразовании как одной из форм реорганизации юридического лица. Иные формы реорганизации — разделение, выделение, слияние, присоединение — нормами ни ст. 68, ни в целом гл. 4 ГК РФ не регламентируются, из чего можно сделать вывод, в соответствии с которым какие-либо особенности реализации названных четырех форм реорганизации отсутствуют — она осуществляется по общим правилам ст. ст. 57 — 60 ГК РФ.

Соответственно, комментируемая статья устанавливает особенности преобразования, под которым подразумевается изменение организационно-правовой формы юридического лица (п. 5 ст. 58 ГК).

2. Пункт 1 комментируемой статьи содержит две нормы: во-первых, об организационно-правовых формах, которые могут появляться в результате преобразования; во-вторых, о правовых основаниях реализации данной формы реорганизации.

3. Преобразование хозяйственных обществ и товариществ допускается таким образом, что в результате образуются хозяйственные общества и товарищества другого вида или производственные кооперативы. В контексте последних обратная норма содержится в п. 2 ст. 112 ГК РФ, где говорится, что «производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество».

Представленная выше аргументация основана на буквальном толковании нормы п. 1 комментируемой статьи. Очевидно, в данном случае имеет место недостаток юридической техники построения правовой нормы, который позволяет доказать ту позицию, которая общим началам и смыслу правовой регламентации не соответствует. Данный недостаток может быть исправлен путем добавления слова «только» после слов «могут преобразовываться» в п. 1 рассматриваемой статьи.

4. Правовым основанием реорганизации в виде преобразования хозяйственных обществ и товариществ является решение общего собрания реорганизуемого юридического лица. Общее собрание является высшим органом любой корпорации; его статус и компетенция установлены специальными нормами ГК РФ (ст. ст. 71, 84, 91, 103, 110), а также специальными законодательными актами.

5. Пункт 2 комментируемой статьи создает механизм трансформации ответственности при преобразовании. Данная проблема определяется тем, что полные товарищи (как в полном, так и в коммандитном товариществе) несут неограниченную ответственность, в то время как участники общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества не несут по обязательствам общества никакой ответственности (становясь участниками данных юридических лиц, они принимают на себя лишь риск потери вклада); участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность ограниченную (ее объем определяется законодательством и учредительными документами).

6. Преобразование товарищества в общество либо производственный кооператив не прекращает ответственность полных товарищей. Таким образом, бывшие полные товарищи (а после реорганизации — акционеры, участники ООО либо кооператива) продолжают нести субсидиарную ответственность по тем обязательствам, субъектом которых до реорганизации было товарищество. Соответственно, по обязательствам, возникшим после реорганизации, бывшие товарищи не несут ответственности либо несут ее по нормам, установленным для юридического лица, возникшего после преобразования.

7. Срок, в течение которого сохраняется субсидиарная ответственность бывших полных товарищей, установлен двухгодичный. Комментируемая статья не отвечает на вопрос о моменте начала исчисления этого срока. Представляется, что таким моментом следует считать дату окончания реорганизации, каковой в данном контексте является дата государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (это следует из ч. 1 п. 4 ст. 57 ГК).

Из сказанного следует, что истечение двухгодичного срока прекращает субсидиарную ответственность бывших товарищей. Данный вывод порождает некоторые теоретические и практические проблемы, которые можно сформулировать в виде вопросов (ответы на них выходят за пределы настоящего комментария). Что должно произойти в течение указанных двух лет — неисполнение обязательства, возникшего до реорганизации; предъявление требования, основанного на таком неисполнении, юридическому лицу, возникшему в результате реорганизации; предъявление данного требования самому бывшему товарищу? Будет ли бывший товарищ нести субсидиарную ответственность по обязательствам долгосрочным — возникшим до реорганизации, но со сроком исполнения более чем два года с даты окончания реорганизации?

8. Субсидиарная ответственность бывшего товарища сохраняется в течение двух лет, независимо от того, продолжает ли он оставаться участником реорганизованного юридического лица. Этот вывод следует из нормы п. 2 комментируемой статьи, в соответствии с которой отчуждение бывшим товарищем принадлежащих ему долей (акций) не освобождает его от ответственности. Таким образом, кредитор реорганизованного (преобразовавшегося) товарищества имеет право предъявлять соответствующие требования как к нынешним, так и к бывшим его участникам, причем независимо от способа реализации долей, акций, паев (купля-продажа, мена, дарение, внесение в уставный (складочный) капитал и т.п.).

Видео (кликните для воспроизведения).

9. Комментируемая статья не содержит регламентации ситуации, когда преобразуется общество или кооператив в товарищество. Поскольку специальные правила отсутствуют, необходимо сделать выводы на основании общих правил. С момента регистрации товарищества все полные товарищи несут неограниченную субсидиарную ответственность по всем обязательствам, возникшим до реорганизации общества или производственного кооператива.

Источники


  1. Сокиркин В. А., Шитарев В. С. Международное морское право. Часть 6. Международное морское экологическое право; Издательство Российского Университета дружбы народов — Москва, 2009. — 224 c.

  2. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 512 c.

  3. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.
  4. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник; М.: Норма; Издание 4-е, испр. и доп., 2012. — 912 c.
  5. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.
Акционерное общество вправе преобразовываться в
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here