Акт выездной налоговой проверки составляется

Ответы на вопросы по теме: "Акт выездной налоговой проверки составляется" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Оформление результатов налоговых проверок

Порядок составления акта налоговой проверки

На основании пункта 1 статьи 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки, не позднее двух месяцев после составления справки, составляется акт налоговой проверки.

Он составляется в любом случае, установлены факты нарушения налогового законодательства или таковые отсутствуют.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки, акт налоговой проверки составляется в течение 10 дней после окончания такой проверки.

Формы актов налоговых проверок и требования к их составлению утверждены Приказом ФНС Российской Федерации от 25 декабря 2006 года №САЭ-3-06/[email protected]

Акт налоговой проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Пункт 3 данной статьи содержит конкретный перечень сведений, реквизитов и информации, которую должен содержать акт налоговой проверки:

1) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

7) период, за который проведена проверка;

8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

9) даты начала и окончания налоговой проверки;

10) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если НК РФ предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

В акте налоговой проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписывающих акт.

По каждому отраженному в акте факту нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть четко изложены:

1) вид нарушения законодательства о налогах и сборах, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому нарушение законодательства о налогах и сборах относится;

2) оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях (расчетах) данными, связанными с исчислением и уплатой (удержанием, перечислением) налогов (сборов), и фактическими данными, установленными в ходе проверки. Соответствующие расчеты должны быть включены в акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки или приведены в составе приложений к нему;

3) ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского, налогового учета) и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;

4) квалификация совершенного правонарушения со ссылками на соответствующие нормы Кодекса, законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, которые нарушены проверяемым лицом;

5) ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экспертизы), протоколы допроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий).

Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах.

Каждый установленный в ходе проверки факт нарушения законодательства о налогах и сборах должен быть проверен полно и всесторонне. Изложение в акте обстоятельств допущенного проверяемым лицом нарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения всех иных необходимых действий по осуществлению налогового контроля.

В акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным нарушениям, в том числе: сведений о не представленных в налоговый орган налоговых декларациях (расчетах); о правильности и полноте отражения финансово-хозяйственных операций в налоговом учете; об источниках оплаты произведенных затрат; об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение налогоплательщиком нарушения и т.д.

В случае если проверяемое лицо внесло в установленном порядке изменения в налоговую декларацию (расчет), а также уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента назначения выездной (повторной выездной) налоговой проверки по данному налогу за данный период, то указанные изменения должны быть учтены налоговым органом при подготовке акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки. При представлении уточненных налоговых деклараций (расчетов) после назначения выездной (повторной выездной) налоговой проверки в акте проверки следует указать дату представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации (расчета), ее регистрационный номер, суть внесенных изменений, период, к которому они относятся, а также данные об уплате причитающихся сумм налогов и пени.

К акту выездной (повторной выездной) налоговой проверки, остающемуся на хранении в налоговом органе, прилагаются:

-решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

-решение о внесении дополнений (изменений) в решение о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии);

-решение о приостановлении и возобновлении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии);

-решение о продлении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии);

-требование о представлении документов;

-решение о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов (при наличии);

-акт инвентаризации (в случае проведения инвентаризации);

-разделы актов проверок филиалов (представительств);

-документы (информация), истребованные в ходе проверки;

-заключение эксперта (в случае проведения экспертизы);

[3]

-протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения и т.д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства));

Читайте так же:  Как уволить пенсионера

-справка о проведенной проверке;

-документы, подтверждающие факт вручения либо направления справки о проведенной проверке, а также акта налоговой проверки налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) или его представителю;

-копии первичных документов, регистров налогового и бухгалтерского учета, подтверждающих наличие фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, заверенных в установленном порядке;

-иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов нарушений и для принятия обоснованного решения по результатам проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Пункт 6 данной статьи устанавливает сроки для предоставления налогоплательщиком возражений по акту и обосновывающих возражения документов (их заверенных копий). Этот срок составляет 15 дней со дня получения акта налоговой проверки. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

При этом данный срок по-прежнему не является пресекательным. Однако этот срок связан с иным сроком — на принятие решения по результатам рассмотрения проверки. Согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ срок принятия решения — 10 дней после истечения 15 дней, в течение которых налогоплательщик имеет право представить возражения по акту. В том случае, если письменные возражения не представлены, это не лишает налогоплательщика права давать свои пояснения уже на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 4 статьи 101 НК РФ). Данные правила применяются к оформлению результатов как выездной, так и камеральной проверки.

Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки

Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки

Похожие публикации

Заключительный этап любой налоговой проверки – документальное оформление ее итогов. Датой окончания выездных контрольных мероприятий является день составления справки по результатам проверки, после чего инспекторам отводится некоторое время на составление акта. Рассмотрим, в каком порядке производится оформление результатов налоговой проверки.

Справка о проведении выездной проверки

В последний день выездной проверки руководитель группы проверяющих должен составить справку по форме приложения № 7 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189.

Что должна содержать справка, когда происходит оформление результатов выездной налоговой проверки:

  • дату составления (совпадает с датой окончания проверки),
  • реквизиты решения ИФНС о проведении проверки,
  • наименование/Ф.И.О. проверяемого налогоплательщика, его ИНН и КПП; при проверке консолидированной группы, указываются ее участники,
  • перечисляются все проверяемые налоги и периоды,
  • если срок проверки продлевался, или приостанавливался, это отражается в справке с указанием реквизитов решений ИФНС об этом,
  • подпись должностного лица ИФНС с расшифровкой,
  • если справка вручается налогоплательщику на руки лично, то он ставит на справке свою подпись, Ф.И.О., дату получения, представителю также следует указать реквизиты доверенности.

Справка в тот же день вручается налогоплательщику либо его представителю, возможна также передача справки в электронном виде. Если налогоплательщик получать справку отказывается, документ будет направлен ему почтой заказным письмом (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Когда справка составлена, налоговая выездная проверка считается законченной, а значит проверяющие больше не вправе запрашивать документы и даже находиться в офисе, или на иной территории налогоплательщика (письмо ФНС РФ от 29.12.2012 № АС-4-2/22690).

Акт налоговой проверки

Далее, по результатам выездной налоговой проверки составляется акт. На его подготовку налоговикам отводится до 2-х месяцев, считая от даты составления справки (для консолидированной группы – 3 месяца). Причем, не имеет значения, каким образом справка была передана налогоплательщику – сразу на руки, или отправлена почтой. Исчисление двухмесячного срока начинается именно со дня составления, а не получения справки налогоплательщиком.

Форма и требования к акту проверки установлены ст. 100 НК РФ и приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189 (приложения 23, 24). Составление акта обязательно, даже если проверяющие не выявили нарушений законодательства по налогам. Порядок реализации результатов налоговой проверки установлен статьями 100 и 101 НК РФ.

Форма акта может быть бумажной или электронной, при этом на бумаге акт может заполняться на бланке вручную, или с помощью компьютера. Все листы акта и приложений нумеруются, прошиваются, приложения заверяются подписью руководителя ИФНС. В тексте документа нельзя допускать корректировки и исправления, кроме оговоренных и заверенных подписями каждой стороны.

Акт, применяемый для оформления результатов налоговой проверки, состоит из 3-х частей:

Результат выездной налоговой проверки – это выявленные факты налоговых правонарушений. Все они должны быть обоснованы, по каждому указываются ссылки на нарушенные нормы налогового права, протоколы контрольных действий, первичные бухгалтерские документы и др.

  1. Вводная часть включает:
    • дату акта — это день подписания акта проверяющими,
    • название проверяемой организации, Ф.И.О. ИП, или физлица, адрес места нахождения,
    • реквизиты решения о выездной проверке,
    • список документов, которые налогоплательщик представил проверяющим при проверке,
    • перечень проверяемых налогов, сборов, взносов и периодов,
    • даты начала проверки и окончания,
    • проведенные при проверке контрольные мероприятия и т.п.
  2. Описательная часть содержит:
    • обнаруженные в ходе проверки, подтвержденные документами факты нарушения налогового законодательства,
    • если нарушений нет, делается запись об их отсутствии,
    • обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика.
  3. Итоговая часть включает:
    • выводы проверяющих и предложения по устранению нарушений, как результат налоговой проверки,
    • Ф.И.О. проверяющих и их должности,
    • количество листов приложений
Читайте так же:  Развод ребенок с отцом

Подписывается акт обеими сторонами, а при отказе налогоплательщика подписать, это фиксируется в акте. Один экземпляр остается налоговикам, а второй вручается налогоплательщику. На вручение отводится 5 дней. При отказе в получении, акт направляется заказным письмом по почте, при этом датой его вручения считают 6-й день со дня отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Порядок обжалования результатов налоговой проверки

Налогоплательщик, несогласный с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте выездной налоговой проверки, имеет право представить свои письменные возражения в ИФНС. Сделать это можно в течение 1 месяца с даты получения акта. Возражения возможны как в целом по акту, так и по его отдельным положениям, при этом можно приложить, или представить позднее в оговоренный срок, документы, подтверждающие правоту налогоплательщика (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Руководитель ИФНС рассматривает возражения налогоплательщика вместе с самим актом и материалами проверки. Результатом рассмотрения будет одно из решений:

  • привлечь налогоплательщика к ответственности,
  • отказать в привлечении к налоговой ответственности,
  • провести дополнительные контрольные мероприятия (п. 1 ст. 101 НК РФ).

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ АКТА НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

1. Акт налоговой проверки (далее — Акт) составляется на бумажном носителе или в электронной форме. Форма Акта налоговой проверки установлена приложением №5 к настоящему Кодексу.

2.. Акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

2.1. В вводной части Акта указываются:

1) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

2) наименование команды;

3) дата и номер решения руководителя налоговой службы о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

4) дата представления в налоговую службу налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки).

5) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

6) период, за который проведена проверка;

7) наименования налогов, по которым проводилась налоговая проверка;

8) даты начала и окончания налоговой проверки;

9) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

10) иные необходимые реквизиты.

2.2. В описательной части Акта указываются документально подтвержденные факты нарушений налогового законодательства, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

[1]

Содержание описательной части Акта должно соответствовать следующим требованиям:

а) объективность и обоснованность.

Отражаемые в Акте факты должны являться результатом тщательно проведенной налоговой проверки, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных проверяемым лицом деяний (действий или бездействия).

По каждому отраженному в Акте факту нарушения налогового законодательства должны быть четко изложены:

вид нарушения налогового законодательства, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому нарушение налогового законодательства относится;

ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского, налогового учета) и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;

ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экспертизы), протоколы допроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий);

оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях (расчетах) данными и (или) данными в иных документах, связанными с исчислением и уплатой (удержанием, перечислением) налогов (сборов), и фактическими данными, установленными в ходе проверки (при выявлении непредставления в налоговую службу указанных документов указываются фактические данные, установленные в ходе проверки). Соответствующие расчеты должны быть включены в Акт или приведены в составе приложений к нему;

квалификация совершенного нарушения налогового законодательства со ссылками на соответствующие нормы Кодекса, которые нарушены проверяемым лицом.

Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах;

б) полнота и комплексность

отражения в Акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений налогового законодательства.

Каждый установленный в ходе налоговой проверки факт нарушения законодательства о налогах и сборах должен быть проверен полно и всесторонне. Изложение в Акте обстоятельств допущенного проверяемым лицом нарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения всех иных необходимых действий по осуществлению налогового контроля.

В Акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным нарушениям, в том числе: сведений о непредставленных в налоговую службу налоговых декларациях; о несвоевременном или неправильном отражении на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, имущества; об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение налогоплательщиком нарушения и так далее.

в) четкость, лаконичность и доступность изложения

. Содержащиеся в Акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и, по возможности, доступным для лиц, не имеющих специальных познаний в области бухгалтерского и налогового учета;

г) системность изложения

.

Информация в описательной части Акта может излагаться с применением табличных форм, ведомостей, иных материалов, в том числе приложенных к Акту.

2.3. В итоговой части Акта указываются:

выводы и предложения проверяющих должностных лиц налоговой службы по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Кодекса, в случае если Кодексом предусмотрена ответственность за такие нарушения законодательства о налогах и сборах;

фамилии, имена, отчества лиц, проводивших налоговую проверку, их должности;

указание на право представления возражений по результатам налоговой проверки;

ссылка на количество листов приложений к Акту (документов, подтверждающих факты нарушений налогового законодательства, выявленные в ходе налоговой проверки, иные приложения). При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, к Акту не прилагаются.

3. Акт подписывается лицами, проводившими соответствующую налоговую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

Читайте так же:  Отпуск за вредные условия труда

4. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в налоговой службе, второй — вручается (направляется) генеральному директору команды либо его представителю.

Приложение №7 к Налоговому кодексу

Видео (кликните для воспроизведения).

деловой игры «DME LIVE OFFICE»

Налоговая служба

Ответ на Требование№ от хх.хх.20хх г.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9512 —

| 7465 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

В какой срок в общем случае должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?

Ответ: 2. в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной проверке.

Ключ:П. 1 ст. 100 НК РФ: по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

218. Отметьте правильную последовательность действий налогового органа при проведении выездной налоговой проверки:

Ответ: 3. принятие решения о проведении проверки – фактическое проведение проверки – составление справки о проверке – составление акта проверки.

Ключ:Выездная налоговая проверка начинается с принятия решения о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ), после чего проводится фактически (п. 12 – 14 ст. 89 НК РФ). Заканчивается проверка составлением справки (п. 15 ст. 89 НК РФ), после чего результаты проверки описываются проверяющими в акте проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Вправе ли суд признать решение о назначении выездной налоговой проверки недействительным по основанию нецелесообразности ее проведения (декларации плательщика не вызывали нареканий, проверка существенно затруднит хозяйственную деятельность и т.д.)?

Ответ: 3. не вправе, поскольку суд не может оценивать целесообразность назначения налоговым органом выездной налоговой проверки.

Ключ:П. 25 постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 № 2: при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).

220. Подписание акта проверки проверенным налогоплательщиком означает:

Ответ: 3. подтверждение факта получения акта проверки.

Ключ:В соответствии с п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). Соответственно, подписание акта проверки проверенным налогоплательщиком означает только подтверждение факта получения акта проверки.

221. Проверенный налогоплательщик, не согласный с выводами проверяющих, изложенными в акте проверки, вправе:

Ответ: 2. представить в налоговый орган, проводивший проверку, письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Ключ:Как следует из п. 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. Таким образом, возражения представляются в тот налоговый орган, который проводил проверку.

222. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан:

Ответ: 1. известить о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Ключ:На основании п. 2 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

223. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не известил о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Указанное обстоятельство:

Ответ: 3. является безусловным основанием для отмены решения налогового органа по результатам проверки.

Ключ:Вынесение налоговым органом решения по результатам налоговой проверки без надлежащего извещения налогоплательщика о месте и времени рассмотрения ее материалов является безусловным основанием для отмены такого решения (п. 14 ст. 101 НК РФ, п. 40 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10115 —

| 7540 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ВРУЧЕНИЯ АКТА ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

СРОК И СПОСОБЫ

АКТА ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

КОЛИЧЕСТВО ЭКЗЕМПЛЯРОВ

Согласно п. 1.12 Требований к составлению акта налоговой проверки акт выездной проверки составляется в трех экземплярах:

— один хранится в налоговой инспекции;

— другой вручается налогоплательщику;

— третий направляется органу внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проверке.

В скольких экземплярах должен быть составлен акт, в случае если проверка проходила без привлечения работников органов внутренних дел, в Требованиях к составлению акта налоговой проверки не сказано. Очевидно, что двух экземпляров в такой ситуации достаточно: экземпляр налоговой инспекции и экземпляр налогоплательщика.

[2]

При проведении повторной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа акт составляется в трех экземплярах (по экземпляру для вышестоящего, нижестоящего налогового органа и налогоплательщика). Если же к повторной проверке привлекались сотрудники органов внутренних дел, то потребуется, соответственно, четыре экземпляра акта (абз. 2 п. 1.12 Требований к составлению акта налоговой проверки).

Читайте так же:  Выписка о праве собственности

В любом случае один экземпляр акта налоговой проверки должен быть вручен налогоплательщику (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Например, налоговая инспекция совместно с органами внутренних дел провела выездную проверку организации «Бета». По результатам проверки был составлен акт в количестве трех экземпляров. Один экземпляр был вручен организации «Бета», второй — оставлен на хранение в налоговой инспекции, третий — направлен в адрес органа внутренних дел, участвовавшего в проведении проверки.

Поскольку проверяющими изготавливается несколько экземпляров акта проверки, то вполне логично, что они должны быть идентичными, включая все приложения к акту. Поэтому при подписании акта целесообразно проверить идентичность его экземпляров.

Подробнее о подписании акта проверяющими и налогоплательщиком вы сможете узнать в разд. 14.2.6 «Подписание акта выездной проверки».

Акт должен быть вручен налогоплательщику в течение пяти дней со дня, которым он датирован (абз. 1 п. 5 ст. 100 НК РФ). Этот срок должен исчисляться в рабочих днях со дня, следующего за датой акта (п. п. 2, 6 ст. 6.1 НК РФ).

Например, акт выездной проверки ООО «Альфа» датирован 10 ноября 2009 г. Следовательно, он должен быть вручен налогоплательщику не позднее 17 ноября 2009 г.

Акт вручается под расписку или передается иным способом, удостоверяющим дату его получения (абз. 1 п. 5 ст. 100 НК РФ).

При личном вручении, как правило, это оформляется следующим образом. На последней странице экземпляра акта, хранящегося в налоговом органе, делается запись о дате вручения акта налогоплательщику (его представителю). Эта запись заверяется налогоплательщиком (представителем) (п. 1.13 Требований к составлению акта налоговой проверки). Зачастую на практике такая отметка делается на всех экземплярах акта.

Например, налоговая инспекция провела выездную проверку организации «Альфа». По результатам проверки был составлен акт. Дата акта 10 ноября 2009 г.

12 ноября 2009 г. руководитель организации «Альфа» подписал указанный акт и получил экземпляр, принадлежащий организации. По просьбе работника налогового органа руководитель организации расписался на акте в двух местах: один раз в подтверждение того, что он с актом ознакомлен, а второй — в подтверждение получения акта на руки.

Налоговый кодекс РФ не содержит указаний, что следует понимать под вручением акта иным способом, удостоверяющим дату его получения. Таким способом может быть, к примеру, доставка курьером с вручением лично налогоплательщику либо направление по почте.

Подчеркнем, что, по нашему мнению, отправление почтой нельзя рассматривать как иной способ вручения акта по смыслу абз. 1 п. 5 ст. 100 НК РФ. Ведь хотя отправление акта заказным письмом с уведомлением о вручении и является способом, который удостоверяет дату получения акта налогоплательщиком, при этом нет гарантии, что налогоплательщик получит акт в течение 5 дней с даты его подписания.

Кроме того, направление по почте предусмотрено Налоговым кодексом РФ только для случаев, когда налогоплательщик уклоняется от получения акта (абз. 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

Однако налоговики зачастую высылают акты проверки по почте в ситуации, когда налогоплательщик не уклонялся от его получения.

Добавим, что такие действия налогового органа могут быть оспорены в суде.

О судебной практике по вопросу правомерности отправки акта проверки почтой в случае, когда налогоплательщик не уклоняется от его получения, вы можете узнать в разд. 14.2.9 «Уклонение от получения акта выездной проверки. Отправка акта по почте».

СИТУАЦИЯ: Допустимо ли вручение копии акта выездной проверки вместо оригинала

На практике иногда налогоплательщику вручают копию акта проверки, а не оригинал. Правомерно ли это?

В п. 5 ст. 100 НК РФ говорится, что налогоплательщику вручается акт проверки (а не копия акта). Также Требованиями к составлению акта налоговой проверки закреплено составление экземпляра акта для проверяемого лица (п. 1.12).

Из приведенных норм следует, что налогоплательщику должен быть вручен оригинальный экземпляр акта.

Однако согласно пп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать копии акта налоговой проверки. Этому положению соответствует пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ, в силу которого налоговые органы обязаны высылать налогоплательщикам копии актов налоговых проверок.

При этом и в письмах налоговиков встречается утверждение, что налогоплательщику вручается копия акта (Письмо ФНС России от 27.08.2007 N 06-1-02/558).

Как видим, однозначный вывод сделать трудно.

Тем не менее заметим, что вручение налогоплательщику копии акта вместо оригинала в любом случае не является достаточным основанием для отмены решения по результатам проверки . Ведь такое нарушение не лишает налогоплательщика возможности представить свои возражения, подготовиться к рассмотрению материалов проверки и не ведет к принятию неправомерного решения.

Безусловным основанием для отмены решения, принятого по результатам налоговой проверки, является необеспечение налоговиками права налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Судебная практика подтверждает данный вывод (см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 21.03.2008 N А43-14733/2007-280520086-528 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 28.05.2008 N 6730/08), от 30.05.2008 N А11-3886/2007-К2-21/231).

Подробнее с вопросом обжалования решения по результатам налоговой проверки в суде вы можете ознакомиться в разд. 25.2.5 «Судебное обжалование решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности при налоговых проверках».

Добавим, что вы вправе попросить копию акта дополнительно к оригиналу (пп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ). Например, если оригинал был поврежден (утерян) или если копия акта требуется для обособленного подразделения организации. К такому выводу пришел ВАС РФ в Решении от 28.11.2003 N 12906/03 .

Данное Решение ВАС РФ было принято в период действия Инструкции «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах», утвержденной Приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138.

К настоящему моменту указанная Инструкция отменена — ее заменили Требования к составлению акта налоговой проверки. Однако в отношении выдачи налогоплательщику оригинала или копии акта проверки нормы не изменились, поэтому Решение ВАС РФ сохраняет свою актуальность.

Дата добавления: 2015-06-30 ; Просмотров: 1053 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте так же:  Встать на воинский учет по месту регистрации

Возражения на акт выездной налоговой проверки: Порядок составления и предоставления

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Уже более 7 лет действует обязательная процедура досудебного обжалования решений налоговых органов по камеральным и выездным проверкам. О том, как и в какие сроки составить возражения на акт выездной налоговой проверки, пойдет речь в настоящей статье.

Не позднее двух месяцев с момента составления справки о проведенной выездной налоговой проверки составляется акт, а по результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков — в течение трех месяцев (п.8 ст.89 НК РФ).

Акт составляется даже в том случае, если налоговая инспекция при проверке не выявила никаких нарушений. Форма акта утверждена приказом ФНС РФ от 08.05.2015 г. №ММВ-7-2/[email protected]

Акт вручается должностному лицу (либо его представителю) в отношении которого проводилась выездная налоговая проверка в течение пяти дней с даты его составления, а при проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков — в течение 10 дней со дня его составления (п.5 ст.100 НК РФ). В случае отправки по почте датой вручения акта считается шестой день, считая от даты отправки заказного письма.

К акту налоговой проверки должны быть приложены документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки (п.3.1 ст.100 НК РФ).

Получив акт, налогоплательщик может не согласиться с результатами выездной налоговой проверки.

Несоблюдение досудебного порядка обжалования актов выездной налоговых органов является основанием для оставления заявления налогоплательщика в суде без рассмотрения (решение АС Хабаровского края от 15.02.2016 г. №А73-17478/2015, определение арбитражного суда Самарской области от 17.06.2015 г. №А55-11027/2015).

Таким образом, перед судебными баталиями налогоплательщик должен пройти досудебную процедуру обжалования.

Возражения на акт выездной налоговой проверки: сроки и порядок

Если налогоплательщик не согласен с выводами, изложенными в акте выездной налоговой проверки, то на первом этапе ему необходимо составить письменные возражения к указанному акту (п.6 ст.100 НК РФ, письмо ФНС РФ от 07.08.2015 г. №ЕД-4-2/13890).

Акт налоговой проверки не является ненормативным актом налогового органа, на основании которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов и не может являться самостоятельным основанием для обращения в суд с требованием о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов (определение АС Республики Алтай от 19.02.2016 г. №А02-1081/2015).

Какие сроки есть у налогоплательщика для составления возражений на акт налоговой проверки?

Письменные возражения к акту налоговой проверки налогоплательщик должен представить (по акту в целом или по его отдельным положениям):

в течение одного месяца со дня получения акта;

в течение 30 дней со дня получения акта (по консолидированной группе налогоплательщиков).

Налогоплательщик получил акт выездной налоговой проверки 30 мая 2016 г. Предельный срок представления возражений по полученному акту — не позднее 30 июня 2016 г.

Налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п.6 ст.100 НК РФ).

Письменные возражения и документы к ним направляются в ту налоговую инспекцию, которая проводила проверку (п.6 ст.100 НК РФ).

Возражения можно вручить лично или отправить по почте. Тогда срок (месяц) будет отсчитываться с седьмого дня с момента отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Оформление возражения на акт выездной налоговой проверки

Законодательно установленной формы для оформления возражений по акту налоговой проверки нет, как нет и четких требований к содержанию возражений. Однако следует соблюдать сложившийся на практике определенный порядок.

В письменных возражениях приводится общая часть:

реквизиты налогоплательщика (ИНН, КПП, адрес регистрации и т.п.);

дата и место представления возражений;

даты начала и окончания проверки;

период проведения проверки;

наименование налогов, в отношении которых проводилась налоговая проверка.

После этого приводится содержательная часть:

конкретные пункты акта проверки, с которыми налогоплательщик не согласен;

законодательное обоснование возражений (ссылки на нормы НК РФ, письма Минфина РФ, размещенные на официальном сайте ФНС РФ);

сложившаяся арбитражная практика по данному вопросу.

Последний пункт содержательной части возражений является очень важным, поскольку налоговой службе при рассмотрении возражений на акты налоговых проверок и жалоб на решения, рекомендовано учитывать сложившуюся в регионе арбитражную практику по данной тематике (письмо ФНС РФ от 11.05.2007 г. №ШС-6-14/[email protected]).

Сроки рассмотрения возражений по акту выездной налоговой проверки

Письменные возражения по акту налоговой проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока на представление возражений (а не со дня фактического представления налогоплательщиком возражений по акту проверки).

Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п.1 ст.101 НК РФ).

Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о дате, месте и времени рассмотрения материалов проверки.

По результатам рассмотрения представленных возражений руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;

Видео (кликните для воспроизведения).

об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.7 ст.101 НК РФ).

Источники


  1. Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.

  2. Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве; М.: Эксмо, 2011. — 576 c.

  3. Кудинов, О.А. Обязательства вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения: Юридический комментарий / О.А. Кудинов. — М.: Городец, 2015. — 128 c.
  4. Хутыз, М.Х. Римское частное право; М.: Былина, 2011. — 170 c.
  5. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.
Акт выездной налоговой проверки составляется
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here