44 фз обоснование цены

Ответы на вопросы по теме: "44 фз обоснование цены" с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы - если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.

Как обосновать НМЦК в 2019 году

Какие методы применяются для обоснования НМЦК и от чего зависит их выбор

Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ (примеры будут представлены в статье) представляет собой расчетные действия заказчика по определению стоимости конкретной закупочной процедуры.

Обоснование НМЦК по 44-ФЗ регулируется статьей 22. В п. 1 ст. 22 44-ФЗ приводятся все возможные методы расчета:

  1. Метод сопоставимых рыночных цен или анализ рынка.
  2. Тарифный.
  3. Проектно-сметный.
  4. Нормативный.
  5. Затратный.

Начальная (максимальная) цена контракта рассчитывается задолго до осуществления самой закупки — еще на этапе планирования (ст. 18 44-ФЗ). Обоснование НМЦК в плане-графике является строго необходимым. Если заказчик нарушит данное требование и не предоставит в качестве приложения к плановой документации обоснование цены по покупке ЭЦП или любому другому государственному заказу, это грозит ему серьезными штрафными санкциями (Письмо Минфина РФ № 24-01-09/78284 от 22.11.2017).

За отсутствие расчета ответственный сотрудник может получить штраф в размере 1000 рублей, организация-заказчик — от 20 000 до 50 000 рублей (ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Таким образом, обоснование НМЦК в плане-графике на 2018, 2019 и последующие периоды является обязательным.

Заказчик самостоятельно определяет, каким способом рассчитать начальную цену контракта. Выбранные методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ в первую очередь зависят от закупаемого объекта и специфики предмета закупки.

К примеру, нормативный метод используется в случае заказа таких товаров, работ или услуг, реализация которых осуществляется в соответствии с законодательным нормативом. Проектно-сметный метод надлежит использовать при закупке строительных или ремонтных работ. Тарифный метод применятся для тех ТРУ, стоимость которых регулируется непосредственно государством. Предельный способ является основным для тех организаций-заказчиков, у которых на вышестоящем уровне закреплены предельные цены.

Приоритетным способом по умолчанию признается анализа рынка.

В случае, когда все вышеуказанные методы не могут быть использованы для расчета цены контракта, заказчик может применить затратный способ. При этом, согласно ч. 12 ст. 22 44-ФЗ, ответственному специалисту надлежит составить обоснование невозможности применения методов расчета НМЦК (Письмо Минфина РФ № 24-02-06/37730 от 16.06.2017).

Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Анализ рынка — это основной способ расчета НМЦК. Согласно ч. 6 ст. 22 44-ФЗ, сопоставление рыночных цен применяется в том случае, когда расчет не нужно выполнять с использованием нормативов, тарифов, смет или предельных цен. Документальное обоснование метода определения НМЦК в данном случае также нужно предоставлять вместе с планом-графиком.

Для того чтобы рассчитать начальную (максимальную) цену при помощи анализа рынка, специалисту организации-заказчика необходимо выполнить следующие действия:

  • выявить ТРУ, однородные или идентичные закупаемым, или же продукцию, которая может заменить предмет закупки;
  • исследовать конъюнктуру рынка и найти различные ценовые предложения;
  • указать однородность таких цен;
  • определить начальную цену контракта по формуле.

Далее разберем подробно, как провести расчет-обоснование цены государственного контракта.

Для определения однородных, идентичных или взаимозаменяемых товаров нужно проанализировать основные качественные, технические, технологические, функциональные и иные особенности объекта заказа.

Идентичные товар, работа или услуга — это ТРУ, имеющие аналогичные основные характеристики с предметом заказа. При выявлении таких характеристик можно воспользоваться Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минфина РФ № 567 от 02.10.2013 и положениями ст. 22 44-ФЗ.

Если же после исследования рынка идентичные товары, работы или услуги не были обнаружены, то необходимо определить однородные ТРУ, воспользовавшись положениями ч. 2 и 14 ст. 22 44-ФЗ.

Далее нужно найти информацию о ценовых характеристиках закупаемых ТРУ. Для получения сведений о цене заказчик может действовать следующим образом:

  1. Направить запросы о предоставлении коммерческих предложений как минимум 5 поставщикам, указав в своем запросе функциональные характеристики объекта и основные условия заказа. При этом заказчик и поставщики имеют возможность обмениваться такой информацией посредством электронной почты (Письмо Минэкономразвития России № Д28и-1308 от 10.05.2016).
  2. Исследовать общедоступные источники, в том числе статистическую отчетность, размещенные в сети Интернет каталоги и ценовые предложения с официальных сайтов поставщиков (п. 2, 8 ч. 18 ст. 22 44-ФЗ).
  3. Воспользоваться сведениями из исполненных контрактов, размещенных в ЕИС (п. 7.3 методических рекомендаций из Приказа № 567).
  4. Опубликовать запрос цен в Единой информационной системе.

При необходимости организация-заказчик может воспользоваться несколькими инструментами поиска ценовых показателей одновременно.

После получения информации о ценах заказчику необходимо исчислить коэффициент вариации для определения однородности полученных цен в соответствии с данной формулой (п. 3.20 МР из Приказа № 567):

  • — средняя величина цены;
  • σ — среднеквадратическое отклонение.

Если расчетное значение коэффициента вариации будет в пределах 33 %, то такие ценовые предложения будут считаться однородными.

Обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (пример) можно скачать далее.

Как обосновать НМЦК тарифным методом

Расчет цены контракта тарифным методом необходим, если цена на предмет заказа подлежит государственному (муниципальному) регулированию (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ). Среди таких закупаемых объектов, отпускаемых по определенным тарифам, выделяют коммунальные услуги и услуги связи:

  • услуги водоснабжения и водоотведения (416-ФЗ от 07.12.2011);
  • теплоснабжение (ч. 1 ст. 8 190-ФЗ от 27.07.2010);
  • предоставление электроэнергии (п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ от 27.07.2003);
  • электросвязь, почтовая связь (ПП РФ № 637 от 24.10.2005).

Как сделать обоснование цены по 44-ФЗ — пример для тарифного метода приведен в п. 5.2 Методических указаниях из Приказа № 567. Для расчета цены контракта в данном случае тарифная единица услуги умножается на их количественный показатель (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ). Все актуальные тарифы можно найти на официальных сайтах поставщиков либо узнать у местных регулирующих организаций.

Как обосновать НМЦК проектно-сметным методом

Проектно-сметный метод используется для следующих закупок (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ):

  1. Строительство, реконструкция, капитальный или текущий ремонт. Все работы должны выполняться в строгом соответствии с проектной документацией.
  2. Сохранение памятников культурного и исторического наследия, за исключением научно-методического руководства, а также технического и авторского надзора за данными работами.
Читайте так же:  Гк рф сделки

Непосредственным обоснованием цены контракта в данном случае является проектно-сметная документация, составленная согласно Методике применения сметных норм (Приказ Минстроя РФ № 1028/пр от 29.12.2016).

Заказчику следует помнить, что с 01.07.2019 будет действовать измененная редакция ч. 13 ст. 48 ГрК РФ . С этого момента проектная документация должна будет включать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» в тех случаях, когда строительство, реконструкция или снос финансируются с привлечением бюджетных средств.

Образец расчета начальной максимальной цены контракта (пример по 44-ФЗ) для проектно-сметного метода можно скачать далее.

Как обосновать НМЦК нормативным методом

Нормативный способ используется в том случае, если вышестоящая организация или регулирующий орган установил для заказчика предельные ценовые величины на ТРУ (ч. 7 ст. 22 № 44-ФЗ).

Информация о предельных ценах находится в открытом доступе (ч. 6 ст. 19 44-ФЗ). С ней можно ознакомиться в Единой информационной системе в разделе «Планирование закупок» по следующей ссылке http://www.zakupki.gov.ru/epz/normalizationrules/quicksearch/search.html.

Обоснование-расчет цены контракта производится согласно п. 4.2 МР из Приказа № 567 — предельная цена на товар, работу или услугу умножается на необходимое заказчику количество закупаемых ТРУ.

Как обосновать НМЦК затратным методом

При заказе ТРУ, обладающих уникальными функциональными характеристиками, поставить которые могут лишь считанное количество исполнителей, заказчик может использовать затратный метод. То есть затратным способом рассчитываются те цены контракта, которые нельзя обосновать другими методиками (ч. 10 ст. 22 44-ФЗ).

Расчет в данном случае осуществляется путем суммирования совокупных прямых и косвенных издержек, образующихся при реализации конкретных ТРУ. Для информации о таких затратах заказчик может обратиться напрямую к поставщику.

К такому расчету нужно прилагать образец обоснования предлагаемой цены контракта, а также разъяснения о невозможности применения иных способов.

Какие закупки имеют особенности обоснования НМЦК

Не все начальные (максимальные) цены могут обосновываться вышеуказанными пятью методами расчета. Представим ряд закупок, не подпадающих под обычные правила обоснования НМЦК:

  1. Государственный оборонный заказ (ч. 21 ст. 22 44-ФЗ). Цены на ГОЗ рассчитываются посредством государственного регулирования (ПП РФ № 1465 от 02.12.2017).
  2. Энергосервисные контракты (ч. 19 ст. 108 44-ФЗ). Расчет осуществляется в соответствии с ПП РФ № 636 от 18.08.2010.
  3. Отдельные виды медицинского оборудования (ПП РФ № 881 от 03.11.2011), лекарственные препараты для медицинского использования (), одноразовых медицинских изделий из ПВХ (Приказ Минздрава РФ № 759н, Минпромторга России № 3450 от 04.10.2017).
  4. Стандартное жилье, приобретаемое у единственного поставщика (ч. 21.1 ст. 22 44-ФЗ, 161-ФЗ от 24.07.2008).
  5. Услуги по регулярным перевозкам пассажиров, багажа в автобусах и трамваях (ч. 21.2 ст. 22 44-ФЗ, ст. 14 220-ФЗ, Приказ Минтранса России № 513 от 08.12.2017).
  6. Заключение контрактов в регионах со встречными инвестиционными обязательствами (п. 3 ч. 3 ст. 111.4 44-ФЗ, пп. «в» п. 1 ПП РФ № 1166 от 12.11.2016).

Далее можно скачать образец — форма обоснования НМЦК на 2019 год по 44-ФЗ.

Также доступен для скачивания пример обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ.

Обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК)

От величины начальной стоимости напрямую зависят ограничения, существующие при выборе процедуры определения исполнителя. Например, если начальная максимальная стоимость по 44-ФЗ превышает 500 000 рублей, заказчик не имеет права проводить запрос котировок.

Также цена оказывает влияние на сроки при проведении процедуры. Например, для электронных аукционов с начальной стоимостью более 3 млн рублей срок подачи заявок составляет не менее 15 дней с даты размещения извещения в ЕИС, а при стоимости менее 3 млн рублей — не менее 7 дней.

С 01.07.2018 вступила в силу норма о сроках рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе. Так, при стоимости закупки меньше 3 млн руб. срок принятия решения о допуске к торгам не может превышать 1 рабочий день.

Одновременно с этим с июля НМЦК стала влиять и на обязанность госзаказчиков по установлению обеспечения заявок. Если НМЦК не превышает 1 млн руб., госзаказчик имеет право (но не обязан!) требовать от участника обеспечить предложение (ст. 44). Эти выводы Минфин подтвердил в письме № 24-06-08/70718 от 02.10.2018.

Добавим, что поставщику нужно понимать, что определение предельной стоимости закупки — важный этап участия. Исходя из сведений, предоставленных в плане-графике и документации о закупке, можно сделать выводы о ситуации на рынке среди конкурентов и о шансах на победу в тендере.

НМЦК на этапе планирования

Расчет и обоснование НМЦК по 44-ФЗ осуществляет заказчик. Затем он вносит информацию о ценовом ограничении закупки в план-график. Обоснование НМЦК в плане-графике на 2019 год всех заказчиков находится в реестре Единой информационной системы (ЕИС).

Информация о начальной стоимости контракта должна соответствовать расчетам в документации. Реалии отличаются от планов, поэтому зачастую заказчики корректируют эту информацию и, как следствие, должны изменить калькуляцию.

Для расчета заказчик использует рекомендованную Минэкономразвития форму. В ней он отражает весь процесс вычисления, реквизиты подтверждающих документов, указывает дату подведения итогов, а также фиксирует другую необходимую информацию. Скачать образец формы обоснования НМЦК на 2019 год по 44-ФЗ можно по ссылке ниже.

44 ФЗ обоснование цены

Внимание!
С 01.07.2019 г. Федеральным законом от 01.05.2019 г. N 71-ФЗ установлено, что проектно-сметный метод определения НМЦК применяется при выполнении работ по сносу объекта капитального строительства.

Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлены конкретные методы, используя которые, заказчики могут обосновывать НМЦК.

Под методом в данном контексте понимается способ расчета НМЦК.

Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ предусматривает пять методов для расчета НМЦК (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ). В помощь заказчикам Правительство РФ разработало дополнительный подзаконный акт, в котором подробно описывает, каким образом можно проводить расчет НМЦК с учетом методов, указанных в ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ. Таким документом является Приказ Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 г. N 567.

Читайте так же:  Полная материальная ответственность водителя

Предлагаем детально разобраться, какие рекомендации предоставляет Минэкономразвития России по вопросу обоснования и расчета НМЦК.

1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Нормативный метод обоснования НМЦК

01 января 2016 года вступила в силу статья 19 Федерального закона № 44-ФЗ. Ее основной целью было обеспечить государственные и муниципальные нужды, но при этом лишить заказчика возможности приобрести товары, работы, услуги, имеющие избыточные потребительские свойства или относящиеся к предметам роскоши.

Нормативный метод определения НМЦК и характеризуется требованиями к закупаемым товарам, работам, услугам, установленным ст. 19 44-ФЗ. НМЦК при этом рассчитывается как произведение предельной цены и количества закупаемого товара. Разберемся подробнее.

Нормирование в сфере закупок

В законе о контрактной системе под нормированием понимается регулирование качественных, количественных и ценовых показателей приобретаемых товаров, работ или услуг. Этот механизм реализуется в двух направлениях:

  1. Установление требований к отдельным видам товаров, работ и услуг, включая предельную цену. Это требование ставит перед заказчиком ограничения и дает ему ориентиры, с какими характеристиками покупать продукцию, и сколько она может стоить.
  2. Установление нормативных затрат для обеспечения нужд заказчика. Определяется лимит расходов по определенным направлениям: связь, оргтехника и т. д.

Обращаем ваше внимание, что, в соответствии с ч. 5 ст. 19 44-ФЗ, госоргану не обязательно разрабатывать и утверждать оба этих вида нормирования одновременно.

Важно понимать, что установление подобных требований к характеристикам товаров, работ и услуг прежде всего необходимо для формирования плана закупок.

Схема внедрения нормирования в систему госзакупок выглядит следующим образом.

Шаг 1. Правительство устанавливает общие правила определения нормативных затрат. Например, постановления № 476 от 18.05.2015 и № 927 от 02.09.2015.

Шаг 2. Далее, на основании общих правил Правительство, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов и, наконец, местные администрации разрабатывают правила, по которым следует определять нормативные затраты.

Шаг 3. На основании этих правил государственные и муниципальные органы, а также управления государственными внебюджетными фондами утверждают нормативные затраты.

Нормативный метод 44-ФЗ обоснования НМЦК

За основу рассматриваемого метода определения начальной максимальной цены контракта, в соответствии с ч. 7 ст. 22 44-ФЗ, берутся требования к закупаемым товарам, работам и услугам, установленные ст. 19 Закона о контрактной системе. Главным показателем здесь является предельная цена. Формула для расчета нормативным методом НМЦК закреплена в приказе Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013:

Данный метод может применяться вместе с методом сопоставимых рыночных цен. В этом случае полученная цена не может превышать цену, рассчитанную с помощью нормативного метода.

Нормативный метод по 44-ФЗ: пример

Ориентируясь на общие правила об определении требований к товарам, а также к их предельной цене, принятые постановлением Правительства № 927 от 02.09.2015, бюджетная организация внутренним приказом устанавливает собственные требования к товарам, нормативным затратам, а также предельной цене закупаемых товаров.

В постановлении стоимость необходимого автобуса органичена 2 000 000 рублей. Допустим, в примере бюджетная организация установила предельную цену на приобретение автобуса для перевозки детей также не более 2 000 000 рублей. В год планируется приобрести пять единиц.

Соответственно, НМЦК будет равна 5 х 2 000 000 = 10 000 000 рублей.

44 ФЗ обоснование цены

Обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен — это расчет максимальной суммы, которую заказчик может потратить на товары, работы, услуги, с применением способа анализа рынка. Показываем алгоритм и приводим пример, как рассчитать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен.

Основание применения метода

Законодательная основа расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта — это статья 22 Федерального закона № 44-ФЗ. В ней приведены все возможные способы исчисления максимальной стоимости закупки (ч. 1 ст. 22 44-ФЗ). Дополнительно расчет регулирует Приказ Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013 и утвержденные им Методические рекомендации.

В ч. 6 ст. 22 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (или же анализ рынка) определяется приоритетным способом расчета начальной стоимости. Метод сопоставимых рыночных цен анализа рынка по 44-ФЗ заключается в изучении общедоступных источников информации и сборе аналитических данных по требуемым позициям с целью дальнейшего использования этих сведений для исчисления НМЦК (ч. 2, 5 ст. 22 44-ФЗ).

При изучении стоимости (конкретных предложений продавца, прайс-листов, расценок с официальных сайтов) в расчет берутся идентичные или, если невозможно найти идентичные предложения, однородные товары. Поэтому пример обоснования НМЦК методом сопоставимых рыночных цен подходит практически для всех конкурентных заказов и закупок у единственного поставщика, стоимость которых можно рассчитать путем анализа ценовых предложений поставщиков по приобретаемым заказчиком товарам, работам, услугам. Под идентичными понимаются те продукты, которые имеют абсолютно одинаковые характеристики и признаки, включая качество, количество, внешний вид, уникальность, страну-изготовителя. У однородных товаров главные характеристики и критерии являются аналогичными, но не одинаковыми (ч. 13, 14 ст. 22 44-ФЗ). Однородная продукция может иметь одни и те же качественные характеристики или одинаковую страну происхождения.

Когда поставщик направляет заказчику ценовые предложения на товары, работы, услуги, он должен включать в документ основные описательные и качественные характеристики, а также отсылку на товарный знак и представляемую модель и комплектацию. Делается это для того, чтобы заказчик смог отнести поставляемые ТРУ к группе однородных или идентичных товаров.

А по 223-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) не обязателен к применению. Закон о закупках отдельными видами юридических лиц позволяет не обосновывать цены на заключаемые договоры и методы ее расчета. Но по аналогии с анализом рынка в 44-ФЗ, специалисты, закупающие товары, работы и услуги по 223-ФЗ, могут использовать рыночный метод исчисления стоимости договора.

Читайте так же:  Сколько госпошлина на права

Источники информации для анализа

После сбора информации делают расчет НМЦК по 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен. Чтобы провести анализ рынка, в первую очередь необходимо собрать дополнительные сведения. Заказчик должен помнить, что все финансовые и коммерческие условия по конкретной закупке должны быть сопоставимыми (ч. 3 ст. 22 44-ФЗ). Для приведения данных в сопоставимую форму можно использовать индекс пересчета цен или иные обоснованные коэффициенты (ч. 4 ст. 22 44-ФЗ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Получить стоимостную информацию можно несколькими способами:

Если по закупаемым товарам, работам или услугам невозможно найти данные по стоимости в открытых и доступных сервисах, то можно воспользоваться еще одним источником получения аналитической ценовой информации — разместить в Единой информационной системе запрос цен.

Инструкция расчета НМЦК и примеры

Шаг 1. Сбор необходимой ценовой информации.

Шаг 2. Анализ полученных данных и приведение сведений в сопоставимую форму. Для этого используется коэффициент вариации.

Шаг 3. Если исчисленные ценовые значения однородны, то применяется формула расчета НМЦК методом сопоставимых рыночных цен. Если исчисленный коэффициент вариации равен 33 % и более, то цены не являются однородными. Значит, заказчику надлежит запросить новые ценовые предложения или заново проанализировать возможные информационные источники, а затем пересчитать стоимость.

Вот так выглядит готовый пример определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен.

Комитет ставропольского края по государственным закупкам

Обоснование цены контракта при планировании закупок

Обоснование цены контракта при планировании закупок

По новым правилам планирования закупок, вступившим с 01.10.2019, обоснованной признается закупка, которая соответствует одновременно:

— правилам нормирования;
— требованию об обосновании цены контракта.

В случае с ценой в соответствии со статьёй 22 Закона №44-ФЗ обоснованию подлежат:

— начальная (максимальная) цена контракта (далее — НМЦК) – цена, которая является стартовой при любых конкурентных закупках (конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений);

— и в предусмотренных Законом №44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — ЦКЕП).

Данная норма имеет важный смысл, который может быть использован Заказчиком при общении с любыми контролёрами по вопросу обоснования ЦКЕП, например, по «малым» закупкам.

НМЦК – подлежит обоснованию всегда, без каких-либо исключений.
ЦКЕП – подлежит обоснованию в случаях, предусмотренных Законом №44-ФЗ.

Такие случаи, необходимости обоснования ЦКЕП, содержатся в одной норме — части 4 статьи 93 Закона №44-ФЗ:

Обоснование ЦКЕП требуется по закупкам у единственного поставщика, планируемым к осуществлению по основаниям, предусмотренным пунктами: 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30 — 32, 34, 35, 37 — 41, 46, 49 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ. Как видно, это не самые «популярные» у Заказчиков основания закупок. Из них минимум нужно запомнить, когда обоснование ЦКЕП точно требуется:

п.6 (закупка услуг, оказываемых госорганами),
п.9 (закупка при чрезвычайной ситуации),
п.23 (возмещение коммуналки),
п.32 (аренда).

При закупке по всем иным основаниям обоснование ЦКЕП законом не предусмотрено, в том числе, по пунктам:

п.1 (естественные монополии);
п.4 (сумма до 300 тыс. руб. по одному договору);
п.5 (сумма до 600 тыс. руб. для отдельных учреждений);
п.8 (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение);
п.14 (печатные и электронные издания у издателей);
п.29 (поставка электроэнергии);
п.33 (преподавательские услуги) и другим.

Таким образом, если планируемое основание закупки у единственного поставщика не содержится в части 4 статьи 93 Закона №44-ФЗ, то необходимость обосновывать цену контракта в соответствии со статьей 22 отсутствует.

Но это не значит, что, например, закупки на сумму до 300 тыс. рублей ничем не ограничены по цене.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ (ПП№555):
«6. В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 4, 5, 26 и 33 части 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок.«

Цена в данном случае регулируется механизмами нормирования:

— для госорганов и мунорганов – это нормативные затраты, в которых предельная цена должна быть обоснована;

— для бюджетных учреждений – требования к товарам, где максимум цены должен быть определен в соответствии со статьей 22 Закона №44-ФЗ.

Обоснование закупок: правила обоснования, сроки + образцы форм

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье мы с вами рассмотрим такую интересную тему, как обоснование закупок в рамках 44-ФЗ. Подробно поговорим о том, что собой представляет обоснование закупок, кем и в какие сроки готовится, а также какую информацию должно в себе содержать. Материал статьи рассчитан, прежде всего, на представителей Заказчиков, а также будет полезен в ознакомительных целях и поставщикам.

Содержание:

1. Что такое обоснование закупки?

Обоснование закупки (ОЗ) — документ, являющийся приложением к плану закупок и плану-графику закупок.

Обоснование закупки осуществляется Заказчиком на этапе планирования. Статья 18 44-ФЗ вступила в силу с 1 января 2016 года, поэтому первые ОЗ Заказчики должны сформировать в виде приложений к плану закупок на 2017-2019 гг. и плану-графику на 2017 год.

  • Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг;
  • Форма обоснования при формировании и утверждении плана закупок;
  • Форма обоснования при формировании и утверждении плана-графика закупок.

В случае внесения изменений в план закупок или план-график изменения должны одновременно вноситься и в соответствующие формы обоснований закупок.

Согласно п.5 “Правил” в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с п.7 ч.2 ст.83 44-ФЗ, ОЗ осуществляется в соответствии с решением врачебной комиссии .

Согласно п.6 “Правил” в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с п.4, 5, 26 и 33 ч.1 ст.93 44-ФЗ, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок .

2. Обоснование при формировании плана закупок

При формировании плана закупок обоснованию подлежит каждый объект закупки, включенный в план закупок. В обосновании Заказчику необходимо указать цель осуществления закупки, в т.ч. наименование конкретного мероприятия государственной программы, конкретные функции и полномочия, предусматривающие осуществление закупки, а также реквизиты акта о нормировании, принятые согласно ст.19 44-ФЗ, либо указание на его отсутствие.

Читайте так же:  Долгосрочный договор аренды земельного участка

Цели осуществления закупок (ст.13 44-ФЗ):

  • Обеспечение реализации мероприятий государственных и муниципальных программ;
  • Обеспечение исполнения международных обязательств, реализации межгосударственных программ, исполняемых не в рамках государственных и муниципальных программ;
  • Обеспечение выполнения иных функций и полномочий органов власти (органов местного самоуправления).

Форма обоснования закупок при формировании и утверждении плана закупок скачать образец (doc, 40 Кб)

3. Обоснование при формировании плана-графика

Согласно ч.3 ст.18 44-ФЗ при формировании плана-графика обоснованию подлежат:

1) начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном ст.22 44-ФЗ ( Примечание: В данном случае Заказчику необходимо указать метод расчета и обоснования, а также привести сам расчет. Для этого Заказчику необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 г. № 567, а также письмом Минэкономразвития РФ от 05.10.2014 г. № ОГ-Д28-7698);

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с главой 3 44-ФЗ;

3) дополнительные требования к участникам закупки.

Форма обоснования закупок при формировании и утверждении плана-графика закупок скачать образец (doc, 38 Кб)

Рекомендую вам также посмотреть видеообзор нового сервиса по обоснованию закупок — «Обоснуй!». Данный сервис будет полезен, как Заказчикам, так и поставщикам.

[1]

4. Сроки подготовки обоснования закупок

Сроки подготовки ОЗ для федеральных Заказчиков устанавливаются Правительством Российской Федерации, для Заказчиков субъекта РФ — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а для муниципальных Заказчиков — местной администрацией.

5. Оценка обоснованности осуществления закупок

Согласно ч.4. ст.18 44-ФЗ оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.

По результатам аудита и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.

В случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля, указанные в п.3 ч.1 ст.99 44-ФЗ ( Примечание: это органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований 44-ФЗ, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

На этом моя небольшая статья подошла к концу. Надеюсь, что вышеизложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.

Метод обоснования цены контракта на поставку электроэнергии

Заказчик заключает контракт на поставку электрической энергии с гарантирующим поставщиком в соответствии с п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Для заключения таких контрактов для обоснования цены используется тарифный метод. Для расчета цены контракта используются тарифы, однако в контракте гарантирующим поставщиком указано, что цена определяется по нерегулируемым ценам (тарифам). Какой метод обоснования цены контракта использовать заказчику?

Если цены на поставку электрической энергии с гарантирующим поставщиком регулируются государством, то при обосновании НМЦК нужно применять тарифный метод (пункт 5.1 главы V Методических рекомендаций из приказа Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567).

Если в вашем случае тарифный метод, а также ни один из стандартных методов не подходит, используйте другие способы, чтобы рассчитать цену. При этом в обосновании НМЦК объясните, почему применить основные методы невозможно (часть 12 статьи 22 Закона № 44-ФЗ). Для этого можно приложить, например, утвержденные цены исполнителя, с которым заключается контракт на основании пункта 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ. Методы. Примеры.

В целях эффективного планирования имеющихся денежных средств, нужно научиться правильно определять начальную цену. Это является очень важной и трудоёмкой задачей, поскольку включает ряд последовательных этапов, при выполнении которых ошибки недопустимы.

Первый этап, где требуется обоснование — планирование закупочного процесса, тут нужно рассчитать цену для плана-графика.

[3]

Следующим этапом идет разработка и утверждение документации, и тут без обоснования не обойтись.

Проработка документации осуществляется с одной стороны так, как нужно заказчику. Однако, с другой стороны, она не может противоречить действующему законодательству. Поэтому всегда следует помнить, что обоснование обязательно присутствует в документации, не просто цена, а именно ее обоснование. Это неотъемлемая её часть!

Кстати, закупка у единственного поставщика не исключение, здесь обоснование включается в контракт.

Рассмотрим подробнее, как обосновать цену так, чтобы избежать штрафа. В чем отличия, или сходства расчета цены в 44-ФЗ и 223-ФЗ. От того насколько правильно было произведено определение начальной цены зависит на сколько эффективно пройдет закупка, и возникнут ли вопросы со стороны контролирующих органов.

А о том, что несоответствующий выбор метода и формы обоснования влечет за собой административный штраф всегда должен помнить сотрудник заказчика, который отвечает за этот этап закупки.

Внимание! Расчет НМЦК с поиском цен и ТЗ для обоснования и документирования закупки доступен в нашем программном обеспечении! Подробнее.

I. Обоснование НМЦК по 44-ФЗ

Существует ряд способов как определить начальную цену. Отражены они в 22 статье 44-ФЗ. Рассчитать цену для контракта можно воспользовавшись одним или несколькими способами.

Предусмотрено пять способов расчёта НМЦК. Не будем останавливаться на них подробно, поскольку рекомендации Минэкономразвития, которые были регламентированы Приказом от 2 октября 2013 г. № 567 довольно подробно с примерами и формулами рассматривают данный вопрос.

a) Метод сопоставимых рыночных цен

Чтобы воспользоваться данным способом расчета, сотруднику заказчика нужно провести весьма трудоёмкий процесс, чтобы исследовать рынок и рассчитать цену воспользовавшись информацией из предложений, реестра контрактов, или интернет сайтов.

Как поступить заказчику? Следует ли взять цены из разных источников?

Законом это не установлено, но проведем анализ текста Рекомендаций Министерства, из них следует, что лучше не использовать только ценовые предложения. Ведомство рекомендует провести следующее:

  • нужно у пяти потенциальных участников запросить предложения цен;
  • запросить цены в ЕИС;
  • изучить цены из реестра контрактов;
  • изучить прочую ценовую информацию.

Рекомендации Мин эконом развития не правовой акт, и стоит использовать их в работе, или нет, решение Заказчика, об этом также говорит и Мин эконом в своем письме от 7 сентября 2016 г. № ОГ-Д28-10435, однако, несмотря на это, очень часто контролирующие органы придерживаются иного мнения, например, решение ФАС по делу от 13 марта 2014 г. № 06-10/14-82.

Читайте так же:  Гарантийное письмо о трудоустройстве

Если было принято решение воспользоваться данным способом, сотрудник заказчика изучает предложения, поступившие от потенциальных участников. Ни законами, ни прочими нормативно-правовыми актами не регламентированы требования к формулировке и содержательной части коммерческих предложений.

В связи с этим, Мин эконом в своем письме от 10 мая 2016 г. № Д28и-1308 разъяснило, что для расчета НМЦК можно пользоваться предложениями, которые поступили на электронную почту в виде скана или приняты по факсу.

b) Тарифный метод

Этот способ следует использовать при установлении тарифов. Действующие тарифы могут быть установлены как государственными, так и муниципальными правовыми актами.

Воспользоваться данным способом следует, например, для обоснования цены при приобретении полисов ОСАГО. При этом избрать иной способ обоснования с позиции ФАС считается неправомерным, например, решение ФАС от 8 августа 2016 г. по делу № 584-ж/2016. Сотрудниками заказчика могут использоваться страховые тарифы, состоящие из базовых ставок, которые устанавливаются в соответствии с техническими характеристиками транспортных средств и коэффициентов.

Закон 44-ФЗ не установил ограничение на применение минимального значения размера базовой ставки при обосновании НМЦК, о чем так же нам говорит и письмо Мин эконома от 9 сентября 2016 г. № Д28и-2824.

c) Нормативный метод

Данный способ используется редко, поскольку нужен тогда, когда установлены предельные цены. Если сотруднику заказчика пришлось столкнуться с вышеназванным методом, то закон содержит отсылочную норму на статью 19, ей и нужно руководствоваться.

d) Проектно-сметный метод

Указанным способом нужно пользоваться, если обосновывается цена на разработку документации на текущий ремонт, а также при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства и при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом должны применяться нормативы для строительных работ, которые утверждены компетентным органом исполнительной власти.

Практика ФАС показывает, что применение способа «анализ рынка», если происходит закупка работ, в ходе которых создается объект капитального строительства нарушает законодательство о закупках, поскольку данный метод не позволяет определить окончательную стоимость затрат при строительстве. Данная позиция нашла свое отражение в решении ФАС от 19 августа 2016 г. по делу № 44-112/16.

А как быть если заказчик должен провести капитальный ремонт? Но объект строительства некапитальный. Ответ на этот вопрос можно найти в разъяснениях Мин эконома от 25 ноября 2016 г. № Д28и-3139. По мнению ведомства, заказчику на «помощь придет» иной метод, описанный 22 статьей закона о закупках.

e) Затратный метод

Способ стоит применить сотруднику заказчика, если остальные способы из 22 статьи не подошли. Цена равна сумме затрат.

На практике может возникнуть ситуация, что все пять вышеперечисленных способов применить заказчик не сможет, в данном случае законом предусмотрено использование и собственного, иного метода. Однако, Заказчику придется придумать объяснение почему использовать все остальные способы он не смог.

Как гласит 72 статья БК РФ, заключать и оплачивать контракты заказчик может лишь в пределах выделенных средств. А как поступить, если в ходе расчета оказалось, что НМЦК выше?

Ответ на этот вопрос можно найти в письме МЭР от 1 ноября 2016 г. № Д28и-2883, ведомство разъяснило, что, если количество ТРУ не изменится, то заказчиком может быть указана цена и меньшая, чем представлена в обосновании и соответствовать выделенным лимитам бюджетных обязательств.

II. Обоснование по 223-ФЗ

Рассмотрим ситуацию, при которой заказчику приходится использовать в своей деятельности Федеральный закон 223-ФЗ. Как производить обоснование в этом случае?

Давайте сравним немного 44-ФЗ и 223-ФЗ. Каким образом стоит определять НМЦД в 223-ФЗ вообще отсутствует. Однако, если проанализировать некоторые пункты, например, 5 из ч. 9 ст. 4 и 5 из ч.10 ст. 4 то, следует сделать однозначный вывод, что у Заказчика существует обязанность установить в документации НМЦД.

Когда осуществляется закупочной процесс, его регламентирует Положение о закупке, об этом говорится во 2 части 223 закона. В Положении должно быть прописано каким образом будет осуществляться обоснование.

Для того чтобы облегчить труд заказчиков, работающих по 223-ФЗ, в 2015 году ФАС разработал Стандарт, с указанием как следует осуществлять весь процесс закупки. Именно данный стандарт рекомендует использовать ведомство при работе с 223-ФЗ. Так, раздел VII, устанавливает обязанность заказчика в своем Положении о закупке прописать методику обоснования НМЦД, причем обосновывать цену следует с использованием способов, применяемых в 44-ФЗ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Следует отметить, что правильное определение НМЦК не только залог высокой эффективности закупки, но и отсутствие повода для вопросов со стороны контролирующих органов. Ведь несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК влечет за собой наложение штрафа. 10 000 рублей придется перечислить в бюджет лицу, ответственному за данное нарушение, так гласит статья-7.29.3. КоАП РФ.

Источники


  1. Тарский, А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук / А. Тарский. — М.: [не указано], 2014. — 694 c.

  2. Попов, В. Л. Курс лекций по судебной медицине / В.Л. Попов, Р.В. Бабаханян, Г.И. Заславский. — М.: ДЕАН, 2016. — 400 c.

  3. Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.
  4. Розен, Александр Последние две недели. Прения сторон / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Москва, 2016. — 528 c.
  5. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.
44 фз обоснование цены
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here