Тенхнологии управления персоналом

Эффективность деятельности любой организации напрямую связана с качеством принимаемых решений в области управления персоналом, способностью организовывать взаимодействие различных функциональных звеньев и оперативностью в выработке и реализации необходимых мер для их реализации.

В условиях становления саморазвивающейся организации, административная команда должна быть высоко профессиональна, постоянно совершенствовать свои управленческие навыки, иметь знания о передовых достижениях науки управления. Добиться такого уровня профессионализма можно путем получения знаний, практических опыта и навыков в процессе управления.

В мировой управленческой практике применяются разнообразные персонал-технологии, модели кадрового менеджмента, нацеленные на более полную реализацию трудового и творческого потенциала для достижения общего экономического успеха и удовлетворения личных потребностей работников.

То, какие современные технологии управления персоналом используются на предприятии, зависит от присутствия воздействия следующих фундаментальных факторов:

  • характер внутренней организации предприятия (например, формы собственности, стиля деятельности, срока существования, и пр.)
  • внешних факторов, которые тем или иным образом оказывают влияние на жизнедеятельность организации (например, социально-экономические, культурные, политические факторы).

В построении эффективного управления особенно важную роль играет профессионализм и компетентность специалистов, работающих в сфере кадрового менеджмента, способном успешно реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях.

Управление персоналом базируется на ряде основополагающих принципов, приоритетными на сегодняшний день можно условно считать следующие.

  1. Принцип формирования эффективных обратных связей. Руководство должно получать достоверную и объективную информацию с рабочих мест.
  2. Принцип системности и целостности организации. Одним из следствий этого принципа является бесперспективность каких-то временных, разовых и локальных усилий.
  3. Принцип справедливости и человечности. При реализации задач управления персоналом крайне нежелательны любые проявления неуважения человеческого достоинства. Руководитель должен быть максимально объективным при оценке сотрудников (особенно, талантливых и высокопрофессиональных).
  4. Принцип сопричастности. Мощным резервом и средством повышения эффективности труда персонала является его регулярное и максимально возможное информирование о делах фирмы, ее целях, задачах, проблемах ее функционирования, неудачах и успехах.
  5. Принцип сочетания теории и практики управления. До сих пор среди значительной части руководителей фирм бытует устойчивое негативное и пренебрежительное отношение к науке и ее представителям, которое обходится потерями и упущенными возможностями для организации.
  6. Принцип сравнения. Данный принцип наиболее эффективен в процедурах оценки персонала.
  7. Принцип «уметь ждать». Именно в управлении персоналом проявляется наиболее мощное сопротивления изменениям.

На сегодняшний день в HR-практике существует устоявшаяся классификация методов управления персоналом, дополняющих друг друга: административные (организационные или организационно-распорядительные); экономические и социально-психологические. Кроме того, в каждой организации применяются специфичные частные методы.

Современные реалии требуют того, что бы весь персонал был постоянно погружен в процесс повышения квалификации и обучения. Такая необходимость вызвана потребностью в обеспечении постоянности качественного состава кадров.

Социально-психологические технологии наиболее выгодны в использовании, поскольку средство, лежащее в их основе, представляет из себя человеческие отношения. Регулирование социальной сферы в соответствии с целями организации, помогает формированию необходимого коллектива предприятия. Конечным результатом применения могут быть такие конкурентные качества сотрудников, как верность компании, лояльность, высокая самоотдача.

Есипенко Ольга Валентиновна

преподаватель центра, психолог, специалист в области управления персоналом